В районной администрации состоялась пресс-конференция заместителя главы Красногорского района Владимира Сумина по вопросам повышения тарифов ЖКХ с 1 июля, и другим вопросам, связанным с жилищно-коммунальным хозяйством.
Как подчеркнул в начале разговора В.Сумин, по водоотведению и водоснабжению тарифы устанавливает правительство Московской области, по центральному отоплению и централизованному горячему водоснабжению – министерство экономики Московской области. Тарифы находятся в зависимости от стоимости энергоносителей, которую, в свою очередь, устанавливает федеральное правительство. Таким образом, стоимость отопления и горячего водоснабжения в конечном итоге зависит от цены на газ и электроэнергию, а стоимость воды – в основном от цены на электроэнергию. Нормативы потребления гражданами коммунальных услуг определены решениями Советов депутатов района и поселений.
Тарифы на содержание и ремонт жилых помещений установлены постановлениями администраций поселений. Самостоятельно решают эти вопросы городские поселения Красногорск и Нахабино; сельские поселения Ильинское и Отрадненское полномочия по установлению и согласованию тарифов передали в район.
Собственники многоквартирного дома, по жилищному законодательству, должны самостоятельно на общем собрании определять стоимость технического обслуживания одного квадратного метра. Если этого не произошло, то управляющие компании (далее – УК) в своей работе пользуются, как правило, расценками муниципалитета.
С 1 июля совокупный рост цен на все коммунальные услуги, включая подачу холодной и горячей воды, отопление, канализование, электроэнергию и газоснабжение в нашем районе, по всем подсчетам, не должен превышать 12%. То есть если до сих пор вы тратили на коммуналку 3 тыс. руб. в месяц, то теперь будете платить максимум на 400 руб. больше.
Представителей СМИ интересовали ответы на вопросы, которые чаще всего задают им читатели, радиослушатели, телезрители (собственники жилья).
Куда обращаться, если августовские платежки будут превышать установленные официальные расценки?
М.Пелерман: жители вправе искать объяснения в своих управляющих организациях, либо в администрациях – районной, городских и сельских, либо обращаться в прокуратуру.
Согласно Жилищному кодексу (ст. 165) органы местного самоуправления обязаны по обращениям собственников помещений в многоквартирном доме организовать проведение проверки деятельности управляющей организации в 5-дневнй срок. Если подтвердятся факты завышения принятых на общем собрании цен, а также некачественное исполнение услуг и др., тот же орган местного самоуправления обязан не позднее, чем через 15 дней со дня обращения созвать собрание собственников и поставить вопрос о расторжении договора с «провинившейся» УК и о выборе новой.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ УК обязаны систематически отчитываться перед жителями о своей деятельности, вывешивать информацию на своих сайтах. А как на деле?
В.Сумин: УК обязана отчитываться перед жителями, но многое зависит и от активности самих собственников жилья. Общее собрание жильцов большинством голосов может потребовать отчет за каждый собранный и истраченный рубль вплоть до финансовой росписи для каждого подъезда многоквартирного дома. К сожалению, еще ни в одном из домов нашего района такого собрания не состоялось. Собственники ведут себя пассивно. А вариантов много, один из них – избрание совета многоквартирного дома, члены которого и будут контролировать финансовые потоки, расчеты с ресурсоснабжающими организациями, намеченные и проведенные работы в домах, подъездах и т.д. В городском поселении Красногорск создан 41 такой совет, что крайне мало.
А.Шалыгин: В Жилищном кодексе также говорится: если в течение календарного года в многоквартирном доме совет не избран, то в течение трех месяцев администрация обязана организовать и провести собрание по поводу выборов советов домов. В городском поселении Нахабино эта работа уже ведется. Собственники должны понимать, что они сами отвечают за свой дом, за порядок в нем, за то, что будет ремонтироваться сейчас, а что можно оставить на потом. Нужна и активная позиция депутатов, которые выбраны народом и обязаны ему помогать.
Как быть с дополнительными платежками, которые в народе прозвали «тринадцатой зарплатой»?
В.Подколзин: В городском поселении Красногорск в настоящее время создана рабочая группа под председательством первого заместителя главы администрации поселения С.Петрова, которая конкретно разбирается с жалобами жителей именно по дополнительным платежам, в частности, за воду. Не секрет, коммунальщики грешат тем, что в конце года делают перерасчет по объему поданных жителям питьевой воды, горячего водоснабжения, выставляя дополнительные платежи. Получается, что в квартирах установлены счетчики на воду, граждане снимают показания, передают их в УК, которая добавляет к ним сумму «на общедомовые нужды», нередко превышающую основной платеж по счетчику.
В статье «О минимизации коммунальных ресурсов» («КВ», 15.03.2012, №25) говорится, что УК совместно с контролирующими и правоохранительными органами обязаны провести работу по выявлению незаконно проживающих граждан в обслуживаемых домах и бесплатно потребляющих коммунальные ресурсы. Случается, что в отдельной квартире прописаны один или два человека, а проживает чуть ли не бригада строителей из стран ближнего зарубежья. Отсюда и перерасход нормы потребления горячей или холодной воды, который разбрасывается в итоге на количество постоянно зарегистрированных жильцов.
Что закладывается в статью «техническое обслуживание»?
– Эта услуга рассчитывается администрацией поселения как для нанимателей жилых помещений, так и для собственников, не определившихся с формой правления, исходя из квадратного метра общей площади. В эту строку входят работы по наладке инженерного оборудования, устранению аварийных ситуаций, а также технические осмотры отдельных элементов и помещений дома, планово-предупредительные ремонты внутридомовых сетей и их подготовка к сезонной эксплуатации, санитарное содержание лестничных клеток и придомовых территорий и т.д. Важнейшим элементом технического обслуживания является подготовка домов к зиме. В этот период производится переосвидетельствование всех элементов инженерной системы, электро-, теплоснабжения, подачи воды, водоотведения и др.
99,9% УК района при расчете графы по техническому обслуживанию за основу берут те тарифы, которые принимаются муниципальными образованиями. Но даже этот тариф должен утверждаться собственниками на общем собрании.
У собственника жилья есть право установить внутриквартирный прибор учета воды, но не обязанность?
В.Сумин: В настоящее время в жилищном фонде городского поселения Красногорск общедомовые приборы учета воды установлены в 50% домов, до конца года планируется довести до 100%.
Если говорить о внутриквартирных приборах, то все идет к тому, что каждый собственник или наниматель будет обязан установить у себя такой прибор. Это выгодно, прежде всего, самому жильцу. Список организаций, устанавливающих приборы учета, есть во всех УК.
Почему мы летом платим за отопление?
В.Сумин: Плата за теплоснабжение осуществляется весь год равными долями. Отопительный период длится 7 месяцев. Определен размер тарифа, есть размер ставки по теплу на кв. м жилой площади. Все это подсчитано по затратам, общая сумма разделена на 12 месяцев. Получается, зимой мы не доплачиваем, а летом компенсируем эту недоплату. Но в недалеком будущем мы придем к оплате по факту – только за получаемое тепло, что будет ощутимо для семейного бюджета большинства наших граждан.
Можно ли обязать УК заключить договор с банком о беспроцентных платежах за коммунальные услуги?
В.Харитонов: Можно, но этот процент будет заложен управляющей компанией в платежно-расчетную квитанцию, так как она не имеет источника покрытия этих затрат, и внесет их, например, в «техническое обслуживание».
В последнее время в платежных квитанция появилась еще одна строчка – страховка. Откуда она взялась, и обязательно ли ее оплачивать?
М.Пелерман: Это активность страховых компаний. Страховка добровольная, хотя никому она не помешает, сумма стоит отдельно от общих начислений. Платить или не платить – каждый решает самостоятельно. Другое дело, что жителям не были даны предварительные разъяснения.
В разговоре приняли участие: исполняющий обязанности начальника отдела ценообразования администрации городского поселения Красногорск В.Подколзин, начальник отдела ЖКХ администрации сельского поселения Ильинское В.Цуканов, заместитель главы администрации сельского поселения Отрадненское А.Васильев, заместитель главы администрации городского поселения Нахабино А.Шалыгин, представитель Роспотребнадзора М.Пелерман, уполномоченный по правам человека в Московской области по Красногорскому району В.Харитонов, депутат Совета депутатов района В.Ласкавец.