RSS
"Как управлять такой сложной системой, как Московская область"
На днях губернатор Московской области А.Воробьев дал большое интервью журналу «Сноб». Предлагаем вниманию читателей часть этого интервью.

Губернатор Московской области рассказал «Снобу», в чем главные проблемы Подмосковья, можно ли бороться с коррупцией, будучи членом партии власти, как он пришел из бизнеса в политику и чем плохи 198 партий.

Андрей Юрьевич, вы занимаете пост губернатора Московской области с 2013 года, до этого почти год были и.о. В последнем рейтинге губернаторов вы находитесь на счастливом 13-м месте. В комментарии к рейтингу говорится, что это хороший результат, притом что Московская область — один из наиболее проблемных регионов в стране. Какие основные проблемные точки требуют решения на сегодняшний день?
Московская область — один из наиболее крупных и динамично развивающихся регионов страны. Сложный — да, но я бы не стал говорить проблемный. А первоочередная задача — это здравоохранение.

На мой взгляд, это вообще основная проблемная позиция во всей стране.

Да, но есть одна особенность Я хотел бы от нее оттолкнуться. Все, что происходит в Московской области, чаще всего сравнивают с Москвой…

И всегда получается не в пользу Московской области.

Пока так. Я напомню, что бюджет Москвы — третий в мире по объему городской бюджет. В столице изменения городской среды и жизни людей к лучшему очень заметны. Через некоторое время в Подмосковье будет так же. А сегодня, увы, только ты отъезжаешь от Москвы на 30, 40 или 50 километров, как все кардинально меняется. Приведу пример. На днях я ездил в Орехово-Зуево.

Летали, скорее…
Да, летал на вертолете. Контраст с Москвой очень чувствуется. И люди недоумевают: почему так?!
Учитывая то, что главный показатель уровня жизни, источник счастья — это здоровье человека, то понятно, почему для нас здравоохранение — приоритет. Оно находится у нас до сих пор в упадке, если называть вещи своими именами.

Я бы сказала — в чудовищном состоянии оно у нас.
У нас замечательные врачи. Я не раз убеждался в этом во время поездок по области. Люди очень им благодарны.
Но есть много реальных проблем: старые здания, оборудование, недостаток финансирования и т. д. Это первое, что нам необходимо решать. Другая, может, даже более глобальная проблема — отсутствие порядка в тех сферах, которые, по сути, регламентируются законом.

Например?

Например, возьмем частную проблему свалок в области. Еще недавно из ста полигонов в области только 39 работали законно.
У нас есть 77 официальных карьеров, где добывают песок и щебень, а есть еще 33 объекта, откуда периодически по ночам незаконно вывозится то же сырье.
Если у нас есть 424 рынка, то почему-то 139 из них тоже до нашего вмешательства работали без правовых оснований. Так что вторая после медицины масштабная задача — это наведение порядка во всем: будь то реклама, управляющие компании, благоустройство дворов и т. д.

> А как все вообще могло функционировать в состоянии беспорядка?
Это как-то функционировало, но доставляло огромное беспокойство людям. Без наведения должного порядка в исполнении законов говорить о высоких сферах, о серьезных, фундаментальных преобразованиях, которые изменят к лучшему жизнь людей в Мытищах, Коломне или любом другом городе, бессмысленно. Третий серьезный вызов для нас — это транспортная проблема. Последние 10 лет благодаря экономическому развитию страны в Подмосковье каждый год прибавляется по 300-350 тысяч автомобилей.

К чему абсолютно не готова транспортная система.
Да, поэтому последние 10 лет мы видим регулярный коллапс на дорогах. Пробки — проблема, с которой люди сталкиваются несколько раз в день: невозможно нормально отвезти ребенка в школу, добраться на работу, планировать время, бесконечно стоять на переезде и т. д. Это нервирует и очень раздражает жителей. Сама Московская область не в состоянии решить эти проблемы, потому что это огромные деньги. И здесь нам помогают решения, которые президент принял и в части ЦКАДа, и в части переездов. Транспорт — третий приоритет, который я бы хотел тоже обозначить в ответ на ваш вопрос. Я могу продолжить и четвертый, и пятый назвать…

Ветхое жилье?
Да, тема ветхого жилья очень острая. Люди живут в бараках и ходят в туалет на улицу до сих пор. И это, заметьте, в 30 километрах от столицы! Поэтому и указы президента, и последний госсовет, и сама жизнь свидетельствуют, что ветхое жилье входит в список основных приоритетов.


За время вашей работы на посту губернатора вам удалось изменить к лучшему положение дел?

Мне удалось многое и не удалось ничего. Почему? Если, например, у нас было 18 тысяч обманутых дольщиков в Московской области, а стало 12 тысяч, то с одной стороны, мы решили вопрос для 6 тысяч, а с другой — остальным пока не смогли помочь. От людей можно услышать разное: «ты вот эту нашу проблему до сих пор не решил», а где-то и «спасибо» могут сказать. Мы взяли очень высокий темп, у нас молодая, амбициозная команда и вместе с тем очень профессиональная. Насколько мои комплименты в сторону команды справедливы, покажет время, но пока у нас все идет по плану. На сегодняшний день мы вышли на 2-е место по бюджету в стране. С одной стороны, это достижение, с другой — это в два раза меньше, чем нам нужно. В 2013 году бюджеты регионов испытывали серьезные затруднения из-за состояния экономики, снижения налога на прибыль, неблагоприятной конъюнктуры и т. д. Бюджеты у некоторых территорий или замерли на месте, или даже снизились. Мы же сумели даже немного прирастить — плюс 5 процентов. Это хорошо, но мало для того, чтобы решить все проблемы, о которых мы сегодня говорим. Поэтому самое главное — это системное движение вперед, темп. Вот только был подписан контракт на обновление поездов. У нас срок службы электричек — 40 лет! Вагоны изношенные, технически и морально устаревшие. По контракту в этом году на Демиховском машиностроительном заводе для Подмосковья будет произведено 290 современных комфортных вагонов с интернетом, с пандусами для инвалидов, с туалетами. Ежегодно порядка 10 миллиардов рублей будет выделяться на обновление подвижного состава. А это рабочие места, налоги и т. д. И еще один хороший контракт мы подписали с Ликинским заводом — на обновление автобусного парка.

Вы имеете в виду ЛиАЗ? Он еще существует?
Не то слово! Новые автобусы каждый год будут появляться в Подмосковье. В среднем по 550 единиц.

Честно говоря, я думала, что ЛиАЗ закрылся. Мне случалось бывать и в Ликино, и в Орехово-Зуево. Выглядят эти города довольно депрессивно.
Эти города, как и многие другие в России, пережили большие потрясения, поэтому состояние одного и второго оставляет желать лучшего. Но новые крупные заказы, о которых я говорил, и новое дыхание, которое получат оба завода, будут менять к лучшему жизнь вокруг. Когда появляются ресурсы, то и жизнь появляется. Вот, собственно говоря, этим мы и занимаемся с утра до вечера.
Я знакома с людьми из московского правительства, из команды Собянина. Они производят впечатление очень толковых, способных решать задачи профессионалов. Некоторые из них, прежде чем стать чиновниками, преуспели в своем собственном бизнесе. Скажите, какими критериями руководствуетесь вы при подборе своей команды?

Особенностью лично моего подхода к формированию команды является то, что я приглашаю в команду людей самодостаточных, которые добились успеха и востребованы в той или иной сфере деятельности.
Мы не обращаемся к рекрутинговым агентствам. Современные коммуникации позволяют узнать широкий круг людей в разных сферах, выбирать и приглашать на работу самых успешных. По такому принципу формируется команда. Это первое.
Второе — мотивация. Дело в том, что я и моя команда пришли в Московскую область, чтобы жители, оценивая нашу работу, говорили: «Да, мы видим — Московская область меняется к лучшему». Кроме того, крайне важно в жизни реализовать себя. Бывает же честолюбие в хорошем смысле?

Именно оно и двигает прогресс.

Согласен. Честолюбие в хорошем смысле — главная мотивация людей, с которыми я работаю. И я очень нашим партнерством дорожу.

А вы часто встречаетесь с людьми?

Дело в том, что мой стиль вообще — работа с людьми. У нас минимум два раза в неделю выездные мероприятия. Практически каждый день здесь, в здании правительства, проходят семинары, конференции, встречи, круглые столы. Вообще главное, чем я занимаюсь, — это работа с людьми. Конечно, я отчитываюсь перед руководством страны, перед правительством. Но главное для меня — признание моей работы жителями Подмосковья.

Ваша карьера сложилась весьма успешно. Можно даже сказать, что вы — воплощение «русской мечты» по аналогии, или скорее, в пику американской. Вы занимались бизнесом, создали компанию «Русское море». Потом пошли в политику, стали одним из главных функционеров «Единой России». Теперь вы — губернатор. Ваш отец был партийным работником, еще в советское время дружил с Сергеем Шойгу. Это отец повлиял на ваш профессиональный выбор?

На свою судьбу я не жалуюсь, это точно. Соглашусь, что во многих своих начинаниях я чего-то достиг. Что касается выбора общественно-политической сферы, то его ничего не предвещало: ни юность, ни более взрослые годы, потому что, будучи молодым человеком, я хотел обеспечить свою семью, заработать на жизнь, получить свою степень свободы.

Вам легко было в политике после бизнеса?
Мне было очень тяжело. Но сейчас я абсолютно не представляю, как работал бы в бизнесе. Настолько мне нравится моя работа сегодня.
В бизнесе, хочешь не хочешь, нужно руководствоваться соображениями выгоды — прибылью, деньгами. Это еще классик сказал, что «любой бизнес имеет корыстные цели, но именно они являются благом для общества». А в политике главная мотивация — это доверие и признание тех людей, ради которых ты работаешь. Это основной капитал. Если ты его сформировал, то этим дорожишь, наращиваешь, сохраняешь, как бы тяжело ни было. Надо постоянно принимать сложнейшие решения, учитывающие интересы многих. Сложное решение — это всегда развилка. Например, нужно строить для миллиона человек, которые ездят по Щелковскому шоссе, новую дорогу или не нужно?

Нужно!

А при этом нужно отступить от границы Лосиного Острова и убрать 4 километра леса, понимаете? Люди против — и это понятно. Значит нужно искать компромисс.
Какое решение в итоге ни будет принято — все равно найдутся те, кто против.
Среди основных проблем Московской области, которые мы перечислили, не была упомянута коррупция. Вы не считаете это проблемой?
К сожалению, богатую Московскую область за последние несколько лет, а это хорошо известно по громкому «делу Кузнецова», основательно пощипали, мягко выражаясь. И для правоохранительного блока борьба с коррупцией является главной задачей, наряду с обеспечением безопасности.
А это положение вещей можно исправить?
Можно! Нужно, чтоб все было открыто, прозрачно. Если решение принимается кулуарно или одним человеком, есть высокий риск, что это будет решение в чью-то пользу. Если решение принимается публично, открыто, если проводится открытый аукцион, а не закрытые торги — это исключает возможность коррупции. Открытость власти — то, что сейчас требует от нас время, президент и современные формы государственного управления.

Вы говорите, что для вас очень важна оценка людей. И что репутация важнее денег…
В политике она точно важнее денег, впрочем, как и в жизни.


Вы согласны, что выстроенная с помощью партии «Единая Россия» фактически однопартийная политическая система авторитарна? Я не утверждаю категорически, что это плохо, возможно, это единственный доступный в России способ борьбы с хаосом, но по факту, партия власти в России одна.
Партий, если я не ошибаюсь, сейчас в России около 80. При наличии главного достижения ХХ века, коим является интернет, идеи авторитаризма, тотального контроля над обществом вообще выглядят наивными. Поэтому авторитаризм в нашей системе есть на самом деле доминирование какой-то политической силы. Так же обстоят дела и в Великобритании, и в Германии, поэтому я уверен, что эта система позволяет нам сегодня управлять страной. Потому что, когда мы только начинали, если вы помните, управлять страной было невозможно, потому что отсутствовала вертикаль. Действия президента позволили создать цивилизованные коммуникации — политические и административные, что, в свою очередь, позволило нам за 10 лет удвоить бюджет. Он не сам по себе удвоился.

То есть вы считаете, что вертикаль была оптимальной структурой, без которой ничего построить в стране было бы нельзя?
Была и остается! Поверьте, у меня большой регион в управлении. Я могу сказать на своем примере. Мне в некоторых вопросах не хватает вертикали. Например, чтобы решить проблему незаконной наружной рекламы. В Подмосковье 40 процентов «наружки» висело незаконно. Вы представляете?!

Это как?
А так: повесил щит и собираешь в месяц по 2 тысячи долларов. И хорошо живешь. И это не являлось моими полномочиями, это являлось полномочиями муниципалитетов. Нужно было выстроить вертикаль, которая бы позволила открыто навести в этой области порядок — убрать 40 процентов нелегальных щитов, провести аукцион, и вам при желании теперь тоже можно зарабатывать на наружной рекламе деньги, но теперь уже честно. Я считаю, что вертикаль необходима, особенно сегодня абсолютно необходима.

Сейчас вы читаете лекции?
Нет, я объективно не могу сегодня преподавать. Просто нет времени. Возможно, меня вновь пригласит Высшая школа экономики или другой вуз рассказать о том, как управлять такой сложной системой, как Московская область как управлять такой сложной системой, как Московская область. Я, как вы обратили внимание, работаю в Красногорске, а в Москве практически не бываю, я все больше в подмосковных городах.

Интервью брала Ксения Соколова
Фото: Юлия Майорова

Полностью http://www.snob.ru/selected/entry/73708
Добавил(а) Dinka / 23.11.2024 в 11:07 / Просмотров: 1432 / Что пишут?
КрасногорскOnline
© 2024 Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка Красногорск online обязательна. 16+