Зачем в МО строят ФАПы в закрытых коттеджных поселках?
По данным экспертов регионального отделения ОНФ в Московской области, качество медицинского обслуживания населения на территориях сельских населенных пунктов неуклонно снижается.
Во многом это связано с объективными причинами, такими, как нехватка квалифицированных медицинских кадров, устаревшее оборудование, упразднение и закрытие сельских медучреждений. Именно в силу вышеуказанных причин, в центре проблемы медобслуживания на селе оказался фельдшерско-акушерский пункт (ФАП).
Для того, чтобы понять его значение для селян, можно сказать, что число только основных задач, решаемых ФАПом, достигает почти четырех десятков. Фактически, эта медико-социальная ячейка при правильном оснащении техникой и кадрами, должна, в рамках своих возможностей, сопровождать человека от рождения до старости, помогать ему в самых сложных жизненных ситуациях.
Но так ли это на самом деле? Ответы на этот вопрос попытались найти подмосковные «фронтовики».
По данным СМИ, в Московской области ещё 10 лет назад работали 725 ФАПов, сегодня – почти на 200 меньше. 25 из них - на грани закрытия, поскольку располагаются в аварийных помещениях. Если в среднем по стране на каждый ФАП приходится 1000 сельчан, то в Подмосковье эта цифра составляет 2800. А ведь в 2014 г. правительством Московской области анонсировалось, что строительство одного ФАП рассчитано на жителей сельских населенных пунктов, численностью от 800 до 1300 человек. Плановая потребность в ФАПах в Московской области достигает 1000 объектов.
«На примере ФАПов можно проиллюстрировать несогласованную работу органов власти, в данном случае, Минздрава и Минстроя Московской области, а также Главархитектуры вкупе с органами местного самоуправления, - считает руководитель рабочей группы «Общество и власть: прямой диалог» регионального отделения ОНФ в Московской области Юрий Фокин. –Это повлекло за собой целую цепь негативных последствий для разных категорий граждан. Тем, кто живет «в глубинке», и лишен доступа к крупным медицинским центрам, жизненно необходимы современные ФАПы, но их там нет. Зато совершенно неоправданно ФАПы возникли в огромных кварталах новостроек, хотя там нужны не они, а крупные лечебницы. Мы считаем, что это - порочная практика, когда за бюджетный счёт инвестор-застройщик обеспечивает потребность в социальных объектах своих соинвесторов – покупателей элитного жилья. Это дает возможность повысить цену за реализуемую недвижимость.
Иначе зачем строить ФАП в Красногорском районе в 2,5 км от МКАД на территории ЖК «Эдем», куда доступ разрешен только по пропускам? Формально место находится в границах сельского поселения рядом с существующей д. Гаврилково. Однако сельского населения в этой деревне давно нет. По последней переписи населения здесь числилось 344 человека, но живут они в коттеджах, сельским хозяйством никто не занимается. Вплотную к д. Гаврилково примыкает микрорайон «Гранпри» (400 га, дома 5–17 этажей общей площадью около 1,5 млн м²), здесь же расположены ТСЖ «Лазурь», районы Новогорск, Куркино, Митино. Для обеспечения потребности всего населения указанных микрорайонов и жилищных комплексов в медицинском обслуживании необходимо построить несколько больниц, а то и большой медицинский центр.
Строительство ФАП на территориях, где происходит массовая жилая (в том числе многоэтажная) застройка выявлено еще в 13 населенных пунктах ( в том числе, в д. Козино Красногорского района).
В некоторых случаях, как, например, в д. Машково пос. Красково Люберецкого района (офиц. численность жителей - 84 чел.) доходит почти до абсурда. Новый ФАП здесь строится вплотную к действующему ФАПу, что объясняется, как и в предыдущих случаях, появлением рядом многоэтажной застройки ЖК «Марусино», ЖК «Марусино-5».
По данным активистов ОНФ, из 50 построенных в 2015 г. ФАПов только 14 расположены там, где это необходимо для нужд сельского населения и действительно призваны повысить качество оказания медицинской помощи жителям сельской местности.
В Московской области достаточно примеров, когда реальные, а не мнимые сельские населенные пункты, жители которых действительно нуждаются в улучшении качества оказываемой медицинской помощи, остаются вообще без внимания региональных властей.
У экспертов регионального отделения ОНФ в Московской области возникли вопросы и после анализа практики строительства ФАПов, поскольку есть серьезные сомнения в том, что в 2015 г. средства бюджета Московской области на эти цели затрачены наиболее эффективным образом. К такому выводу приводит то обстоятельство, что взаимозависимыми при строительстве ФАПов в Московской области на практике выступают все звенья: и заказчик, и проектировщик, и эксперт, проводивший госэкспертизу, и подрядчик, и лицо, осуществляющее строительный контроль и авторский надзор.
Вот, например, ФАПы проектирует ГУП МО «Проектный институт «Мособлстройпроект» (учредителем выступает Министерство имущественных отношений Московской области), которое скромно предложило выполнить указанные работы за 0 рублей 02 копейки, хотя максимальная цена контракта была установлена почти в миллион рублей. А государственную экспертизу проводило ГАУ МО «Московская областная государственная экспертиза» (ГАУ МО «Мособгосэкспертиза»), учредителем которого выступает Министерство строительного комплекса Московской области. То есть, эксперт и заказчик строительства – взаимозависимые юрлица.
В июле 2015 г. Министерством строительного комплекса Московской области объявлен конкурс на выполнение работ по строительству 48 ФАПов. Победителем в нем стал тот же ГУП МО «Проектный институт «Мособлстройпроект», который ранее почти бесплатно разработал проект ФАПа. Таким образом, проектировщик теперь уже совместил в себе и функции застройщика, что, по оценкам авторитетных специалистов, не исключает возможных злоупотреблений. Все звенья этой строительной цепи координируются и контролируются правительством Московской области.
Именно с ним, ГУПом «Мособлстройпроект», и был заключен контракт на сумму 526 550 169 рублей 02 копейки. Исходя из этого, стоимость одного ФАПа – 10 969 795 рублей 19 копеек (без медицинского оборудования, но с благоустройством территории), что, по подсчетам экспертов, гораздо дороже, чем реализуются быстровозводимые строения из аналогичных материалов, если их заказывать в розницу.
Например, ФАП в полной комплектации площадью 129,6 кв.м. плюс типовой жилой дом для медперсонала площадью 80 кв.м., (уже со всем медицинским оборудованием и подключением обоих объектов к инженерным коммуникациям!) можно построить за 9 млн. руб.
Как говорится, почувствуйте разницу.
Работы по контракту должны были завершиться не позднее 1 октября 2015 г. По данным, полученным от активистов, на многих ФАПах все еще идут отделочные работы, в некоторых только приступили к монтажу стен. В других, как например, в д. Козино Красногорского района, только приступили к установке отопления. В д. Гаврилково в декабре даже не было внешних стен.
Таким образом, помимо завышенной стоимости, а также неэффективных проектировочных решений, имеет место существенное нарушение сроков строительства ФАПов. А ведь от них зависит социальное самочувствие, здоровье, а во многих случаях – и жизнь тысяч и тысяч людей.
Подмосковный ОНФ обратится в правительство Московской области с предложением усилить координацию работы Минздрава, Минстроя и Главархитектуры Московской области с органами местного самоуправления в ходе реализации программы строительства ФАПов. Министерству строительного комплекса Московской области будет предложено пересмотреть контрактную стоимость строительства ФАПов и взыскать средства с застройщиков, не исполнивших обязательства в срок. Министерство здравоохранения и Главархитектуру региона «фронтовики» попросят разработать методику оптимального размещения ФАПов в сельских поселениях Московской области в 2016 г.
Пресс-служба регионального отделения ОНФ в Московской области
Во многом это связано с объективными причинами, такими, как нехватка квалифицированных медицинских кадров, устаревшее оборудование, упразднение и закрытие сельских медучреждений. Именно в силу вышеуказанных причин, в центре проблемы медобслуживания на селе оказался фельдшерско-акушерский пункт (ФАП).
Для того, чтобы понять его значение для селян, можно сказать, что число только основных задач, решаемых ФАПом, достигает почти четырех десятков. Фактически, эта медико-социальная ячейка при правильном оснащении техникой и кадрами, должна, в рамках своих возможностей, сопровождать человека от рождения до старости, помогать ему в самых сложных жизненных ситуациях.
Но так ли это на самом деле? Ответы на этот вопрос попытались найти подмосковные «фронтовики».
По данным СМИ, в Московской области ещё 10 лет назад работали 725 ФАПов, сегодня – почти на 200 меньше. 25 из них - на грани закрытия, поскольку располагаются в аварийных помещениях. Если в среднем по стране на каждый ФАП приходится 1000 сельчан, то в Подмосковье эта цифра составляет 2800. А ведь в 2014 г. правительством Московской области анонсировалось, что строительство одного ФАП рассчитано на жителей сельских населенных пунктов, численностью от 800 до 1300 человек. Плановая потребность в ФАПах в Московской области достигает 1000 объектов.
«На примере ФАПов можно проиллюстрировать несогласованную работу органов власти, в данном случае, Минздрава и Минстроя Московской области, а также Главархитектуры вкупе с органами местного самоуправления, - считает руководитель рабочей группы «Общество и власть: прямой диалог» регионального отделения ОНФ в Московской области Юрий Фокин. –Это повлекло за собой целую цепь негативных последствий для разных категорий граждан. Тем, кто живет «в глубинке», и лишен доступа к крупным медицинским центрам, жизненно необходимы современные ФАПы, но их там нет. Зато совершенно неоправданно ФАПы возникли в огромных кварталах новостроек, хотя там нужны не они, а крупные лечебницы. Мы считаем, что это - порочная практика, когда за бюджетный счёт инвестор-застройщик обеспечивает потребность в социальных объектах своих соинвесторов – покупателей элитного жилья. Это дает возможность повысить цену за реализуемую недвижимость.
Иначе зачем строить ФАП в Красногорском районе в 2,5 км от МКАД на территории ЖК «Эдем», куда доступ разрешен только по пропускам? Формально место находится в границах сельского поселения рядом с существующей д. Гаврилково. Однако сельского населения в этой деревне давно нет. По последней переписи населения здесь числилось 344 человека, но живут они в коттеджах, сельским хозяйством никто не занимается. Вплотную к д. Гаврилково примыкает микрорайон «Гранпри» (400 га, дома 5–17 этажей общей площадью около 1,5 млн м²), здесь же расположены ТСЖ «Лазурь», районы Новогорск, Куркино, Митино. Для обеспечения потребности всего населения указанных микрорайонов и жилищных комплексов в медицинском обслуживании необходимо построить несколько больниц, а то и большой медицинский центр.
Строительство ФАП на территориях, где происходит массовая жилая (в том числе многоэтажная) застройка выявлено еще в 13 населенных пунктах ( в том числе, в д. Козино Красногорского района).
В некоторых случаях, как, например, в д. Машково пос. Красково Люберецкого района (офиц. численность жителей - 84 чел.) доходит почти до абсурда. Новый ФАП здесь строится вплотную к действующему ФАПу, что объясняется, как и в предыдущих случаях, появлением рядом многоэтажной застройки ЖК «Марусино», ЖК «Марусино-5».
По данным активистов ОНФ, из 50 построенных в 2015 г. ФАПов только 14 расположены там, где это необходимо для нужд сельского населения и действительно призваны повысить качество оказания медицинской помощи жителям сельской местности.
В Московской области достаточно примеров, когда реальные, а не мнимые сельские населенные пункты, жители которых действительно нуждаются в улучшении качества оказываемой медицинской помощи, остаются вообще без внимания региональных властей.
У экспертов регионального отделения ОНФ в Московской области возникли вопросы и после анализа практики строительства ФАПов, поскольку есть серьезные сомнения в том, что в 2015 г. средства бюджета Московской области на эти цели затрачены наиболее эффективным образом. К такому выводу приводит то обстоятельство, что взаимозависимыми при строительстве ФАПов в Московской области на практике выступают все звенья: и заказчик, и проектировщик, и эксперт, проводивший госэкспертизу, и подрядчик, и лицо, осуществляющее строительный контроль и авторский надзор.
Вот, например, ФАПы проектирует ГУП МО «Проектный институт «Мособлстройпроект» (учредителем выступает Министерство имущественных отношений Московской области), которое скромно предложило выполнить указанные работы за 0 рублей 02 копейки, хотя максимальная цена контракта была установлена почти в миллион рублей. А государственную экспертизу проводило ГАУ МО «Московская областная государственная экспертиза» (ГАУ МО «Мособгосэкспертиза»), учредителем которого выступает Министерство строительного комплекса Московской области. То есть, эксперт и заказчик строительства – взаимозависимые юрлица.
В июле 2015 г. Министерством строительного комплекса Московской области объявлен конкурс на выполнение работ по строительству 48 ФАПов. Победителем в нем стал тот же ГУП МО «Проектный институт «Мособлстройпроект», который ранее почти бесплатно разработал проект ФАПа. Таким образом, проектировщик теперь уже совместил в себе и функции застройщика, что, по оценкам авторитетных специалистов, не исключает возможных злоупотреблений. Все звенья этой строительной цепи координируются и контролируются правительством Московской области.
Именно с ним, ГУПом «Мособлстройпроект», и был заключен контракт на сумму 526 550 169 рублей 02 копейки. Исходя из этого, стоимость одного ФАПа – 10 969 795 рублей 19 копеек (без медицинского оборудования, но с благоустройством территории), что, по подсчетам экспертов, гораздо дороже, чем реализуются быстровозводимые строения из аналогичных материалов, если их заказывать в розницу.
Например, ФАП в полной комплектации площадью 129,6 кв.м. плюс типовой жилой дом для медперсонала площадью 80 кв.м., (уже со всем медицинским оборудованием и подключением обоих объектов к инженерным коммуникациям!) можно построить за 9 млн. руб.
Как говорится, почувствуйте разницу.
Работы по контракту должны были завершиться не позднее 1 октября 2015 г. По данным, полученным от активистов, на многих ФАПах все еще идут отделочные работы, в некоторых только приступили к монтажу стен. В других, как например, в д. Козино Красногорского района, только приступили к установке отопления. В д. Гаврилково в декабре даже не было внешних стен.
Таким образом, помимо завышенной стоимости, а также неэффективных проектировочных решений, имеет место существенное нарушение сроков строительства ФАПов. А ведь от них зависит социальное самочувствие, здоровье, а во многих случаях – и жизнь тысяч и тысяч людей.
Подмосковный ОНФ обратится в правительство Московской области с предложением усилить координацию работы Минздрава, Минстроя и Главархитектуры Московской области с органами местного самоуправления в ходе реализации программы строительства ФАПов. Министерству строительного комплекса Московской области будет предложено пересмотреть контрактную стоимость строительства ФАПов и взыскать средства с застройщиков, не исполнивших обязательства в срок. Министерство здравоохранения и Главархитектуру региона «фронтовики» попросят разработать методику оптимального размещения ФАПов в сельских поселениях Московской области в 2016 г.
Пресс-служба регионального отделения ОНФ в Московской области