«Театральная весна – 2017»: предварительные итоги
С 4 по 19 марта в большом зале ДК «Подмосковье» прошли показы работ театральных коллективов городского округа Красногорск в рамках фестиваля «Театральная весна – 2017».
Этот фестиваль стал девятнадцатым и одним самым представительных по количеству участников за всю историю своего проведения. Резидент Молодежного Медиацентра Дарья Коптелова побывала на одном из фестивальных показов и задала несколько вопросов члену оргкомитета фестиваля, заслуженному работнику культуры Московской области Наталье Демьяновне Пучковой.
-Наталья Демьяновна, скажите, кто был инициатором проведения фестиваля «Театральная весна»? Это был первый театральный фестиваль, который появился в Красногорском районе?
- Да, «Театральная весна» стал первым фестивалем театрального искусства у нас в районе. Нынешний руководитель молодежной театральной студии «Отражение» Лариса Андреевна Смирнова подала идею проведения фестивалей для школьных театральных студий. Я стала размышлять над этим и подумала, что помимо школ театральные коллективы есть и в других учерждениях. А фестиваль – это большой стимул для работы театральных коллективов.
-В наших начинаниях нас поддержала начальник управления по культуре и делам молодежи Галина Михайловна Ковалёва. Поговорили и решили пробовать. В первые годы выступало по пять-семь коллективов, состав жюри был иным. Председателем был профессиональный режиссер, а членами жюри сотрудники ДК «Подмосковье» - вокалисты, художники, хореографы. Они давали оценку работам каждый в своём жанре. Постепенно состав жюри стал профессиональным. На протяжении нескольких фестивалей его возглавляла заслуженный работник культуры РФ, режиссер, педагог Светлана Арнольдовна Варламова. Она всегда делала подробный разбор работ, проводила мастер-классы. Кроме этого, Светлана Арнольдовна как педагог наставляла руководителей наших театральных коллективов. За это ей огромная благодарность.
- Какой фестиваль запомнился вам больше всего?
- Я не могу сказать, что какой-то фестиваль был более, а другой менее, ярким. Каждый интересен по-своему. За эти годы некоторые театральные коллективы очень выросли в своей подготовке буквально на наших глазах. Хочу отметить коллектив лицея «Ковчег XXI век», которым руководит Елена Сидоровна Мартынова. Прекрасные работы представляет Образцовый детский театра «Горошины» и народный театр «Зеркало» под руководством Елены Александровны Семеновой. Интересные спектакли у шоу-театра «Максисмум» - режиссер Михаил Сергеевич Иванов. Ребята из МБОУ СОШ № 6 тоже хорошо выступают на фестивалях. Была мысль проводить фестиваль раз в два года, но, я возражала против этого. Ежегодный фестиваль стимулирует коллективы для роста, появляется постоянная динамика в их развитии. Развиваются не только коллективы, но и фестиваль. Последние восемь лет в нём участвует не менее пятнадцати-шестнадцати коллективов.
- Вы смотрите на участников фестиваля как на любителей или профессионалов?
- Мы не смотрим ни на одного участника фестиваля как на профессионала. Хотя, конечно, в каждом коллективе есть исполнители очень высокого уровня, и по итогам фестиваля они получают свои награды. Хочу сказать, что у нас есть свои «звездочки» среди вокалистов, танцоров, инструменталистов. Но чем отличается любитель от профессионала? Школой, высокой исполнительским уровнем. Наши режиссеры и педагоги – профессионалы очень высокой квалификации, но за две репетиции в неделю артист-любитель не получает такой подготовки, какую получает артист, который позиционирует себя как профессионал и выступает постоянно. Участники самодеятельных коллективов гораздо реже бывают на сцене. Но по нашим меркам, они, конечно, очень много работают, репетируют, постоянно участвуют в концертах, фестивалях, показательных выступлениях.
- Наталья Демьяновна, вы отдаёте предпочтение работам классического образца или новаторским постановкам, где используются современные формы выразительности?
- Безусловно, без нового нельзя. Но экспрессия, новаторские приемы – это такой мощный посыл, который обязательно должен достигать своей цели. Я воспринимаю новаторские элементы, если они ложатся в контекст произведения. Тем не менее, приходя на спектакль, человек все-таки хочет увидеть жизнь, кусочек жизни. Я сторонник традиционного театра. Кинорежиссер Эльдар Рязанов в одной из телепередач сказал, что искусство должно быть доступно народу, и в этом я с ним согласна.
- Что дают театральные фестивали самодеятельным артистам?
- Прежде всего – возможность себя показать вне зависимости от возраста. Для чего артист приходит в коллектив? – Чтобы выйти на сцену. Сцена мобилизует, она заставляет вкладываться, чувствовать ответственность, стараться. Особенно удивляют совсем юные участники, которым по пять-шесть лет. Какие они старательные, трудолюбивые, каждый знает своё место на сцене, свою реплику.
- Фестиваль имеет возрастные ограничения?
- На сегодняшний день в Положении о фестивале не указан минимальный возраст участников, обозначены только две возрастные группы – до 14 и от 14 лет. Скорее всего, мы будем вводить минимальные возрастные ограничения, например, от пяти лет. В этом фестивале участвовали совсем юные артисты, некоторым из них 3-4 года. Детки такого возраста обаятельные, милые, озорные, но их нельзя оценивать на одном уровне, например, с двенадцатилетними ребятами.
- По каким критериям члены жюри оценивают работы? Какие есть номинации?
- У нас есть разные номинации: «лучшая режиссерская работа», «лучшая женская роль», «лучшая мужская роль», «лучшая роль второго плана» и другие. Прежде всего, у нас нет балльной системы потому, что фестивальная программа рассчитана на несколько дней. Сегодня, например, можно увидеть работу и поставить десять баллов, а на следующий день посмотреть спектакль ещё лучше предыдущего. Что тогда делать? Члены жюри смотрят, делают заметки, совещаются, обсуждают постановку с режиссером. Мы не ставим перед собой цель выставить оценки по строгим критериям. Мы стремимся развивать и поддерживать существующие творческие коллективы Красногорска, организовывать досуг горожан на достойном уровне. Хочу отметить, что если в спектакле участвуют несколько взрослых, а спектакль заявлен как детский, то мы и оцениваем его как детский.
- Наталья Демьяновна, чего бы вы хотели пожелать участникам фестиваля?
- Успехов! Чтобы актеры и режиссеры постигали и совершенствовали свое мастерство, успешно работали. Ради этого и существует фестиваль.
PS Наталью Демьяновну Пучкову мы поздравляем с Днем работников культуры, желаем здоровья и творческого долголетия.
Этот фестиваль стал девятнадцатым и одним самым представительных по количеству участников за всю историю своего проведения. Резидент Молодежного Медиацентра Дарья Коптелова побывала на одном из фестивальных показов и задала несколько вопросов члену оргкомитета фестиваля, заслуженному работнику культуры Московской области Наталье Демьяновне Пучковой.
-Наталья Демьяновна, скажите, кто был инициатором проведения фестиваля «Театральная весна»? Это был первый театральный фестиваль, который появился в Красногорском районе?
- Да, «Театральная весна» стал первым фестивалем театрального искусства у нас в районе. Нынешний руководитель молодежной театральной студии «Отражение» Лариса Андреевна Смирнова подала идею проведения фестивалей для школьных театральных студий. Я стала размышлять над этим и подумала, что помимо школ театральные коллективы есть и в других учерждениях. А фестиваль – это большой стимул для работы театральных коллективов.
-В наших начинаниях нас поддержала начальник управления по культуре и делам молодежи Галина Михайловна Ковалёва. Поговорили и решили пробовать. В первые годы выступало по пять-семь коллективов, состав жюри был иным. Председателем был профессиональный режиссер, а членами жюри сотрудники ДК «Подмосковье» - вокалисты, художники, хореографы. Они давали оценку работам каждый в своём жанре. Постепенно состав жюри стал профессиональным. На протяжении нескольких фестивалей его возглавляла заслуженный работник культуры РФ, режиссер, педагог Светлана Арнольдовна Варламова. Она всегда делала подробный разбор работ, проводила мастер-классы. Кроме этого, Светлана Арнольдовна как педагог наставляла руководителей наших театральных коллективов. За это ей огромная благодарность.
- Какой фестиваль запомнился вам больше всего?
- Я не могу сказать, что какой-то фестиваль был более, а другой менее, ярким. Каждый интересен по-своему. За эти годы некоторые театральные коллективы очень выросли в своей подготовке буквально на наших глазах. Хочу отметить коллектив лицея «Ковчег XXI век», которым руководит Елена Сидоровна Мартынова. Прекрасные работы представляет Образцовый детский театра «Горошины» и народный театр «Зеркало» под руководством Елены Александровны Семеновой. Интересные спектакли у шоу-театра «Максисмум» - режиссер Михаил Сергеевич Иванов. Ребята из МБОУ СОШ № 6 тоже хорошо выступают на фестивалях. Была мысль проводить фестиваль раз в два года, но, я возражала против этого. Ежегодный фестиваль стимулирует коллективы для роста, появляется постоянная динамика в их развитии. Развиваются не только коллективы, но и фестиваль. Последние восемь лет в нём участвует не менее пятнадцати-шестнадцати коллективов.
- Вы смотрите на участников фестиваля как на любителей или профессионалов?
- Мы не смотрим ни на одного участника фестиваля как на профессионала. Хотя, конечно, в каждом коллективе есть исполнители очень высокого уровня, и по итогам фестиваля они получают свои награды. Хочу сказать, что у нас есть свои «звездочки» среди вокалистов, танцоров, инструменталистов. Но чем отличается любитель от профессионала? Школой, высокой исполнительским уровнем. Наши режиссеры и педагоги – профессионалы очень высокой квалификации, но за две репетиции в неделю артист-любитель не получает такой подготовки, какую получает артист, который позиционирует себя как профессионал и выступает постоянно. Участники самодеятельных коллективов гораздо реже бывают на сцене. Но по нашим меркам, они, конечно, очень много работают, репетируют, постоянно участвуют в концертах, фестивалях, показательных выступлениях.
- Наталья Демьяновна, вы отдаёте предпочтение работам классического образца или новаторским постановкам, где используются современные формы выразительности?
- Безусловно, без нового нельзя. Но экспрессия, новаторские приемы – это такой мощный посыл, который обязательно должен достигать своей цели. Я воспринимаю новаторские элементы, если они ложатся в контекст произведения. Тем не менее, приходя на спектакль, человек все-таки хочет увидеть жизнь, кусочек жизни. Я сторонник традиционного театра. Кинорежиссер Эльдар Рязанов в одной из телепередач сказал, что искусство должно быть доступно народу, и в этом я с ним согласна.
- Что дают театральные фестивали самодеятельным артистам?
- Прежде всего – возможность себя показать вне зависимости от возраста. Для чего артист приходит в коллектив? – Чтобы выйти на сцену. Сцена мобилизует, она заставляет вкладываться, чувствовать ответственность, стараться. Особенно удивляют совсем юные участники, которым по пять-шесть лет. Какие они старательные, трудолюбивые, каждый знает своё место на сцене, свою реплику.
- Фестиваль имеет возрастные ограничения?
- На сегодняшний день в Положении о фестивале не указан минимальный возраст участников, обозначены только две возрастные группы – до 14 и от 14 лет. Скорее всего, мы будем вводить минимальные возрастные ограничения, например, от пяти лет. В этом фестивале участвовали совсем юные артисты, некоторым из них 3-4 года. Детки такого возраста обаятельные, милые, озорные, но их нельзя оценивать на одном уровне, например, с двенадцатилетними ребятами.
- По каким критериям члены жюри оценивают работы? Какие есть номинации?
- У нас есть разные номинации: «лучшая режиссерская работа», «лучшая женская роль», «лучшая мужская роль», «лучшая роль второго плана» и другие. Прежде всего, у нас нет балльной системы потому, что фестивальная программа рассчитана на несколько дней. Сегодня, например, можно увидеть работу и поставить десять баллов, а на следующий день посмотреть спектакль ещё лучше предыдущего. Что тогда делать? Члены жюри смотрят, делают заметки, совещаются, обсуждают постановку с режиссером. Мы не ставим перед собой цель выставить оценки по строгим критериям. Мы стремимся развивать и поддерживать существующие творческие коллективы Красногорска, организовывать досуг горожан на достойном уровне. Хочу отметить, что если в спектакле участвуют несколько взрослых, а спектакль заявлен как детский, то мы и оцениваем его как детский.
- Наталья Демьяновна, чего бы вы хотели пожелать участникам фестиваля?
- Успехов! Чтобы актеры и режиссеры постигали и совершенствовали свое мастерство, успешно работали. Ради этого и существует фестиваль.
PS Наталью Демьяновну Пучкову мы поздравляем с Днем работников культуры, желаем здоровья и творческого долголетия.