По поводу нового столичного региона обнаружились разные мнения. Вот как, например, оценивает произошедшее "удвоение" столицы депутат Госдумы Татьяна Москалькова.
- Июль ознаменовался бурными дебатами, по поводу изменения границ между Москвой и Московской областью. И любопытно то, с какой скоростью и легкостью в этот раз органы законодательной власти приняли столь серьезное и судьбоносное для страны решение. Со времен Юрия Долгорукого ни одному московскому чиновнику в страшном сне не могло привидеться, чтобы одним махом увеличить площадь города вдвое. Территория города увеличивалась постепенно – небольшими частями. Вслед за получением новых земель московские градоначальники начинали их поэтапное освоение. И только после того как новая территория полностью вливалась в инфраструктуру города, чиновники начинали строить планы по дальнейшему его расширению. Новые земли прирезались к Москве по десять, двадцать гектаров, не более того.
А в этот раз все произошло, как в сказке – по мановению волшебной палочки:
16 июня этого года на открытии Петербургского международного экономического форума Президент РФ Дмитрий Медведев предложил расширить границы Москвы, создав "столичный федеральный округ". "Чтобы улучшить развитие московского мегаполиса, для целей финансового центра и просто облегчить жизнь огромному числу людей может быть также рассмотрен вопрос о расширении границ Москвы. То есть - о создании "столичного федерального округа", выходящего за традиционные границы Москвы. Причем - с переносом за эти границы значительной доли административных функций федерального уровня и, соответственно, государственных учреждений".
11 июля 2011 года мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Подмосковья Борис Громов представили президенту РФ Дмитрию Медведеву свои предложения по расширению границ столицы. На встрече Собянин сообщил, что Москва может увеличится в 2,4 раза за счет территорий, ограниченных Киевским и Варшавским шоссе, а также Большим кольцом Московской железной дороги.
13 июля 2011 года Совет Федерации утвердил изменение границы между Москвой и Московской областью.
А почему перед принятием такого решения, в первую очередь, не было проведено референдума? Почему даже не попытались сделать вид, что выяснили мнение по этому поводу самих москвичей и жителей Подмосковья?
Появились многочисленные бодрые отчеты в СМИ о том, что по проведенным опросам население в большинстве своем выступает за расширение границ. Кто проводил эти исследования общественного мнения, и какая общественность отвечала на вопросы – эта информация отсутствует, из чего можно сделать логическое заключение, что никаких опросов не было.
Однако, по тому, как оперативно депутаты Мосгордумы, прервав свои каникулы, провели внеочередное заседание и одобрили документ о социальных гарантиях жителям присоединяемых районов, можно судить о реальном негативном отношении населения к грядущим переменам. Видимо власти столицы надеются этими действиями заткнуть негодующие народные рты.
Одобренный Мосгордумой документ предусматривает сохранение размера ставок земельного налога на новых территориях после присоединения к Москве. Также закон впервые устанавливает обязательность учета мнения дачников при решении вопросов развития присоединенных муниципальных образований.
Итак, давайте рассмотрим те плюсы, которые могут получить от этого проекта жители Москвы и Подмосковья? Озвучиваются следующие плюсы:
Изменение границы должно повысить инвестиционную привлекательность как Москвы, так и Московской области, что особенно важно для экономического и градостроительного развития;
Цены на земельные участки в пределах указанных гектаров возрастут в разы;
Решатся транспортные вопросы – Москва «разгрузится» от пробок;
Решение вопроса нехватки в Столице социального жилья;
Теперь давайте посмотрим на эти плюсы с точки зрения здравого смысла. Прирезка новых территорий к и без того огромному городу ничего не решает, а только добавляет новые проблемы – еще большие, чем сейчас. Такое расширение приведет к тому, что город станет неуправляемым.
Да, стоимость земельных участков увеличится, только берут сомнения, что от этого выиграют нынешние владельцы. Скорее, многим придется расстаться со своей собственностью «за ломанный грош». В Земельном кодексе согласно пункту 1 статьи 49 этого кодекса, землю у собственника можно изъять, в том числе путем выкупа, только в исключительных случаях, как-то:
1) при проведении мобилизационных мероприятий;
2) для федеральных и муниципальных нужд.
Вот и получится, что все земли, которые окажутся в пределах строительства нового административного центра, будут изыматься у собственников для федеральных и муниципальных нужд. При этом, естественно, никто не будет платить за эту землю собственнику ее рыночную, тем более возросшую стоимость.
Кстати, далеко ходить не надо, есть уже подобный пример – Сочи, подготовка к Олимпиаде 14 года.
Возможность решения вопроса с увеличением социального жилья – тоже весьма призрачное. Планируется на новых территориях одноэтажное котеджное строительство. Не думаю, что его стоимость будет доступна малообеспеченным москвичам.
На создание новой административной инфраструктуры потребуются колоссальные федеральные средства: строительство, коррективы в программу развития московского транспортного узла, реконструкция и строительство дорог Подмосковья, который на данный момент не готовы к подобным глобальным переменам. Нам всегда не хватает бюджетных средств на увеличение пенсий, решение проблем ЖКХ, ремонт дорог.
Еще один очевидный факт: создание подобной локальной административной зоны, сделает государственных чиновников еще более недоступными для простого народа. А это значит будут созданы новые барьеры, преодоление которых повлечет рост и укрепление коррупции в нашей стране.
Вопрос о избавлении Москвы от пробок, путем такого расширения границ – спорный. Практически все специалисты сошлись во мнении, что в результате увеличения территории «Новой Москвы» транспортные проблемы станут острее.
Пока нет официальных данных, в какие цифры выльется весь этот проект федеральному бюджету. Но проанализировав масштабы, можно предположить, что это обойдется стране в цифры с двенадцатью нулями. Стоит ли игра свеч, когда не хватает федеральных средств, для того чтобы увеличить пенсии заслуженным гражданам страны. Поднять заработные платы врачам, учителям, работникам правоохранительных органов. Привести в порядок дороги и ЖКХ.
Что выиграет государственный бюджет от освободившихся, занимаемых сегодня федеральными госучреждениями, площадей, которые оцениваются в Управделами в "миллионы квадратных метров"?
В случае масштабного высвобождения есть только два варианта - либо помещения передадутся в социальную сферу - музеям, библиотекам, больницам. Либо будут проданы в частные руки. Эксперты прикидывают, что в случае переезда государственных учреждений, освободившиеся площади быстро найдут своих новых владельцев или арендаторов. Многие из зданий государственных учреждений в центре будут использоваться в административных целях без существенных перепланировок, некоторые - переоборудованы в гостиницы. За продажу этих зданий, без какого либо дополнительного ремонта, власть может выручить минимум 3-4 тысячи долларов с квадратного метра, уже приценились игроки рынка недвижимости.
Резко возрастет стоимость подмосковной земли и недвижимости - на 20-30 процентов в 10-15 километровой зоне от предполагаемого места размещения органов госвласти.
Кстати, не надо забывать о том, что в Москве и Подмосковье разные структуры власти. Это еще одна проблема, о которой мы пока не говорили. В Москве у муниципальных образований практически никаких полномочий нет, кроме опеки и попечительства, спорта и…ну и все. А в области каждое муниципальное образование имеет в том числе и свои нормативные акты, и свои правила постановки на учет и предоставления жилья — вплоть до того, что там размер субсидий по оплате коммунальных услуг может колебаться от района к району. В Москве это единый городской закон, и тут не дернешься. У нас разные законы. Не кардинально, но ощутимо они отличаются. Есть и доплаты к пенсиям
Скорее всего, мизерные московские надбавки придется перераспределять между жителями вновь образованного округа. По всей вероятности, вырастут тарифы на услуги ЖКХ. Начнется повсеместное выселение москвичей из аварийного и некомфортного жилья, а также очередников, далеко за пределы МКАД, где жилплощадь сейчас значительно дешевле. Одновременно, чему вряд ли обрадуются жители Подмосковья, подорожает недвижимость в области.
Поэтому в итоге получится, что мы решим одну старую проблему, а получим пять новых.
Необходима жесткая политическая воля федеральных, московских и областных властей. Эти вопросы тесно связаны с законодательством, с формированием представительных органов в Москве и Московской области. Вплоть до того, что, если решено присоединять ряд районов, необходимо проводить референдум. Одно дело – вывод федеральных структур за черту города и создание отдельного федерального округа. И совсем другое – изменение границ.
Вообще складывается такое впечатление, что Россией открыто правит мировое правительство, которое завершает распродажу государства, а заодно выводит органы вассального управления в отдельную охраняемую зону, потому жить вместе с народом, в созданных ими же условиях, уже просто опасно.
Депутат Государственной Думы Татьяна Москалькова