Москва уже давно вышла на одно из первых мест в мире
по стоимости недвижимости, но от западных стран российская столица выгодно
отличалась относительно невысокими тарифами на услуги ЖКХ.
Однако за последние 7 лет рост тарифов привел к тому, что на сегодняшний день стоимость кубометра воды в России уже вплотную приблизилась к среднеевропейским показателям. Похожая ситуация и с другими коммунальными услугами. Казалось бы, России импортировать ничего не надо – ни газ, ни электроэнергию, ни уж тем более воду, но тем не менее цены растут, приближаясь к европейским ставкам. Игорь Индриксонс, управляющий инвестициями в недвижимость, основатель портала Indriksons.ru, провел анализ регулирования тарифов и сравнил стоимость обслуживания квартир в странах Западной Европы и в России.
Европейский опыт
В Европе рост тарифов ЖКХ контролируется с двух сторон – как самим рынком, так и государством. «В самом начале отмечу, что вся инфраструктура ЖКХ (трубы, электросети и т. д.) находится в общем пользовании у обслуживающих компаний, – рассказывает Игорь Индриксонс. – В каждой стране был найден свой собственный подход. В некоторых странах инфраструктура национализирована, а ее обслуживанием занимаются специальные подрядчики, которым платит или государство или же сами компании. В других странах инфраструктура была передана частым компаниям, но в то же время эти компании законодательно лишены права заниматься поставками газа, воды или электроэнергии. Конечно, так или иначе, но эти расходы входят в конечную стоимость услуг для потребителя, но опять же тарифы таких компаний, которые владеют инфраструктурой или обслуживают ее, регулируются государством, которое не допускает монополизации и большого роста цен».
Для примера рыночного регулирования возьмем Великобританию, там каждый человек волен сам выбирать поставщика услуг. На законодательном уровне закреплено, что все оперирующие на рынке компании вправе использовать одну и ту же сетевую инфраструктуру (трубы, электросети и т. п.), т. е. в этом компоненте все равны. Каждый гражданин вправе выбирать ту компанию, чьи тарифы или условия ему подходят больше всего, а если он будет чем-то недоволен, то он очень легко может сменить поставщика. Таким образом, на рынке услуг ЖКХ Великобритании высока конкуренция среди компаний, и практически единственный инструмент привлечения клиентов – ставка тарифов. Нередко компании проводят маркетинговые акции, в которых предлагают подписать контракт с компанией на 5 лет и получить скидку или фиксированную ставку на все 5 лет (попробуйте вспомнить хоть одну пятилетку в России, в течение которой хотя бы раз не повышались бы тарифы). Примерно так же дела обстоят и в других европейских странах.
«На рынке поставщиков электроэнергии ситуация в Европе ситуация обстоит еще интереснее. Счетчики электроэнергии оборудованы специальным ключом с микрочипом, который представляет собой некое подобие сим-карты, и этот чип привязан к электронному счету в определенной энергетической компании. Владелец такого ключа в любом терминале – в супермаркете или просто на улице – может пополнить этот счет. При этом хозяин жилья может иметь сразу несколько таких ключей (они унифицированы у всех компаний) и сам выбирать поставщика услуг хоть каждый месяц», – отмечает Игорь Индриксонс.
Похожая ситуация и с газоснабжением, с той лишь разницей, что для газовых счетчиков используется не ключ с микрочипом, а пластиковая карта – также со встроенным микрочипом. В остальном технология работы полностью такая же. Все эти технологии обеспечивают высокую конкурентность на рынке поставщиков услуг ЖКХ в Великобритании и в Европе в целом.
Как осуществляется контроль со стороны государства?
В первую очередь, регулирующие органы в европейских странах не допускают появления монополий на рынке предоставления услуг ЖКХ – ни среди поставщиков газа, ни воды, ни электроэнергии. Государственные органы регулируют также ценовую политику поставщиков услуг ЖКХ. Справедливости ради надо отметить, что под регулирование не подпадают поставки газа и электричества, так как эти энергоносители торгуются на бирже. Государство контролирует цены на воду и на сервисные сборы (за обслуживание дома и близлежащей территории). Для этого государство использует специальные индексы повышения цен, т. е. ежегодно регулирующие органы стран Европы публикуют такой индекс. Например, он составляет 3 %. Это значит, что поставщики воды могут повысить цены не более чем на 3% в этом году, меньше или вообще не повышать – можно, больше – нельзя. Естественно, для поставщиков воды и для сервисных компаний, обслуживающих дома и территории, рассчитываются отдельные индексы. Рассчитываются индексы специальными аналитическими департаментами на основе разработанных ими методик, учитывающих все необходимые факторы.
«Еще один важный момент регулирования со стороны государства состоит в том, что осуществляется очень четкий и жесткий контроль для предотвращения мошенничества и краж, – отмечает Игорь Индриксонс. – Все поставщики на рынке обязаны проходить полный аудит у независимых компаний, а результаты аудита должны быть опубликованы и находятся в открытом доступе».
Что происходит с тарифами в России?
В России владелец недвижимости не обладает возможностью выбирать поставщика тех или иных услуг ЖКХ – на рынке установлена олигополия (есть только видимость какой-то конкуренции, на самом деле все подчиняются единому центру), которая и порождает беспрерывный рост тарифов. Все услуги у нас централизованные, и, например, житель какой-нибудь московской многоэтажки не может использовать свой собственный котел и выбирать компанию-поставщика, как это делают во всем цивилизованном мире. Многие, возможно, будут удивлены тем, что во всех европейских странах в каждой квартире есть свое собственное отопление, свой бойлер, к которому подходит только холодная вода.
«Например, в России очень часто случаются различные аварии и утечки, в результаты которых месячные счета конечных потребителей вырастают на размер утечки, – рассказывает Игорь Индриксонс. – И, к сожалению, такие утечки случаются весьма часто, а люди, естественно, недовольны, потому что платить за все приходится именно им, конечным потребителям. У недовольных такой ситуацией в домоуправлении (нормальное ТСЖ все еще редкость даже для Москвы) запрашивают документы о том, где и когда случилась утечка, сколько длилась и т. п. Естественно, таких документов ни у кого нет. Если человек подает в суд, забрасывает все дела и работу, занимается только этим, то через полтора-два года ему выплачивают мизерную компенсацию, поэтому люди предпочитают с этим не связываться, чем и пользуются те, кто хочет нажиться. На Западе же понятия утечек вообще не существует. Если таковая произошла, то вся ответственность за нее и все расходы по устранению ее причины ложатся исключительно на самого поставщика или на его страховую компанию, которая такие риски застраховала».
Сравниваем стоимость обслуживания
Теперь подытожим наш небольшой анализ. Возьмем для сравнения среднестатистическую московскую двухкомнатную квартиру. Ежемесячно на оплату услуг в среднем уходит 4000–4500 руб., в зависимости от количества проживающих, т. е. примерно 100 евро в месяц. Если взять среднестатистический показатель по европейским странам, то сумма будет меньше на 60 %. При этом надо учитывать, что Европе приходится импортировать газ и частично электроэнергию. А если сравнивать с США, где, как и в России, нет необходимости импортировать газ и электроэнергию, то в штатах стоимость обслуживания дома или квартиры будет в 2 раза дешевле – на уровне 50–60 долларов.