В нашем родном языке река и речь - понятия смежные. Речь, реченька, изречение, речистый, т.е. разговорчивый, -слова эти восходят к речевому источнику, т.е. к живому роднику народной речи. Даже в таком расхожем словосочетании «приВОДить примеры» слышится корень ВОД, от которого образовано огромное множество слов, имеющих самую разную смысловую окраску, вплоть до глагола «наводнить» кем-то, чем-то, т.е. переполнить « Чашу терпения»!
Богат наш язык, за многие века своего развития впитавший и велеречивую книжную лексику, и образную народную речь и язык птиц и зверей, и охи и вздохи ветра, и мелодичный гул лесов и журчание родников. Кажется все отзвуки вселенной впитал наш язык, который с момента рождения мы всасываем как материнское молоко. Мы погружаемся в его стихию, даже не отдавая отчёта, что дарованный нам язык такое же сакральное явление природы, как небо, звёзды, леса и поля, и, конечно, реки, в чьих названиях сохраняются следы давних племен и народов, прошедших по этим берегам.
Реки малые и большие - артерии земли, кровоснабжающие каждую клеточку её организма. Названия рек священны как имена наших праотцов и праматерей. Батюшка Днепр и матушка Волга, река Сестра или река Сходня, речка Муравка или Липка, Банька или Синичка - как в единой человеческой семье имеют свои имена, свои особые приметы и свою неповторимую индивидуальность. В речных названиях навеки вечные распределены их роли и обязанности в мировом круговращении, степень родства с великими реками, т.е. знатность и родовитость в иерархии земных ценностей. Всё это сокрыто в названиях рек , надо только разобраться в изначальном значении топонимов.
Несколько лет назад вспыхнул спор, как же называть речку, протекающую через Нахабино, -Нахабинкой или Грязёвой. Спор был вызван разночтениями на картах Х1Х и ХХ веков, когда поначалу Грязёва вливалась в Нахабинку, а позднее инициативу перехватила Грязёва, в которую на правах младшей вливалась Нахабинка. Так обозначено и на нынешних картах. Беды тут нет никакой. Спор выеденного яйца не стоит. Когда Тверь возвышалась над Москвой или Владимир претендовал на шапку Мономаха. Но всё переменилось.
У Нижнего Новгорода сливаются две великие реки- Ока и Волга. И хотя местные краеведы время от времени пытаются доказать, что именно Волга впадает в Оку, а не наоборот, первенство остаётся за Волгой. Такова сила традиции. В соперничестве между Нахабинкой и Грязёвой традиция отсутствует. Речки равны между собой, им не зачем делить первенство!
Как у человека, та к и у реки имя неотъемлемо от его носителя. Нахабинка она и есть Нахабинка, Молога она и есть Молога, Сороть она и есть Сороть. Интересно, что большинство малых рек наших имеет женский род. Наречённые далёкими прапращурами они несут в своем течении верность матери природе, их породившей в извечном круговороте времён года. «Река играет»- так назвал В.Г.Короленко один из своих рассказов о весеннем половодье. «И начинает уставать река, и это означает близость снега»,- замечает поэт Давид Самойлов, несколько лет проживший в Опалихе в непосредственной близости от природы, невольным соучастником её радостей и печалей, своевольных капризов и дерзостных выходок. Всесильна магия природы , как таинственная магия имён. Бурный неукротимый нрав Терека полностью соответствует его имени, означающего Тигр. В горном Таджикистане хлещут из-под вулканических пород тёплые источники: Оби-гарм. И не надо много мудрствовать, чтобы натренированным лингвистическим ухом не уловить корень «об», обозначающий «воду». Пройдя исторически длительную форму фонетических изменений, корень этот вжился в топонимику мира, на карте которого обозначена и река Обь , и Баб-эль - Мандебский пролив, и огромное количество топонимов, образованных с участием этого корня на обширных просторах Евразии! И наша Нахабинка не исключение. Можно себе представить, какой неимоверный путь прошла эта речка от сотворения мира до наших дней. Нахр - река, канал, обь -большая вода, Нахабинка - малая дочь огромной воды, т.е. малая кровинка голубой артерии планеты.
С давних времён вода несёт в себе идею очищения не только гигиенического, но и нравственного, духовного: «умыть руки», «смыть грехи» и т.п Водное отражение -эффект первого зеркала мира, в котором человек увидел себя таким , каким он есть на самом деле - в красоте или уродстве. «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива»,- гласит народная пословица. Река, водоём -око земли, глаз Всевышнего. В названии реки Оки просвечивает око богини земли. Подводное царство издревле было населено чудовищами, злыми волшебниками, заманивающих в свои объятья доверчивые человеческие души. Бесчисленны сказки о водяных, русалках, морских царях. Эти сюжеты мировой мифологии передвигаются вместе с народами вдоль извилистых рек и ручьёв, внедряясь в топонимику. Поэтому названия рек как бы останавливают поток времени, возвращая нас к истокам речевой системы, в мир далёких пращуров, первопроходцев по нетореным пространствам евразийского континента.
«Слово как прозрачное тело духа должно соответствовать всем его движениям»,- так считал знаменитый собиратель народных песен А.П.Киреевский. Начало его собирательству было положено в нашем районе среди голицынских и юсуповских крестьян, плавная речь которых струилась также красиво, как привольно бегущие речки среди наших лесов и лугов. Этот идеал народной речи был выражен Пушкиным в «Сказке о царе Салтане»: « А сама-то величава, выступает будто пава, а как речь - то говорит, будто реченька журчит». Река и речь существуют в единой ноосфере, осуществляя прорыв в мировую цивилизацию и культуру.
Лингвисты не без основания считают, что названия водных источников родственны между собой и принадлежат одному корневому гнезду индоевропейской языковой семьи и что русский язык лучше других славянских языков сохранил древнюю систему названий природных явлений. Предки славян жили в тех же природных реалиях, что и предки индоевропейцев. Колоссальная историческая информация заложена в топонимах. Берегите топонимы, не опошляйте их, не унижайте неблаговидными значениями , не отождествляйте звучание древних названий с собственным скудомыслием или пороком. Селение Павшино не может быть «падшим» , Губайлово не может быть «губительным», а Нахабино не может быть «похабным». Постижение первородного смысла топонимических значений зовёт во всей полноте и красоте ощутить великие законы природы, вопреки нашему ущербному доморощенному восприятию атеистического сознания. Искажение первородных имён - это одно из позорных свидетельств отпадения русского человека от праматери природы. Ведь имя –это оболочка души явления и только словом мы общаемся с друг другом. «Кто не согрешит в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело…Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть…» (Апостол Иаков). Таких остерегающих высказываний можно привести много. Мыслители знали цену слову. Слово - это промысел Божий.
Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма,
За смолу кругового терпенья, за совестный дёготь труда.
КАК ВОДА В НОВГОРОДСКИХ КОЛОДЦАХ ДОЛЖНА БЫТЬ ЧЕРНА И СЛАДИМА,
ЧТОБЫ В НЕЙ К РОЖДЕСТВУ ОТРАЗИЛАСЬ СЕМЬЮ ПЛАВНИКАМИ ЗВЕЗДА,- писал Осип Мандельштам, погубленный в ГУЛАГе. В этих строках он выразил самое сокровенное, святое, которое заложено изначально в душе каждого человека, но далеко не каждому суждено дано облечь это словесной поэтической тканью.
Вода-дар Божий. Чтобы погубить неприиятеля, надо отравить прежде всего колодца, источники чистой целебной воды. Чтобы погубить живую душу реки, надо запрудить её и превратить в стоячее болото. Техногенная деятельность наших бездушных и корыстных современников, идеология тоталитаризма и атеизма способствует экологической катастрофе. Сколько ручьёв, источников, малых и больших рек и озёр отравлено невежественной тиранической, антигуманной деятельностью тех, кто нагло считает себя хозяином жизни, тех, кто либо слепо верит в необходимость покорения природы во имя какой-нибудь сомнительной идеологии, либо бездумно подчиняется дешёвой пропаганде, направленной на разрушение личности, народных духовных ценностей, экологии. Речь и река - единство, не всегда осознанное, но безусловно влияющее на нас. Чистая река - чистая незамутнённая речь, отравленная река – грязная речь, чаще всего ненормативная. Уродуя природу, человек уродует своё сознание.
Речь надо беречь, как леса, водоёмы, реки, чистое небо. Однако эти пожелания останутся пустым звуком, если не будет понимания того, что такое СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ СЛОВА . Природа не терпит пустоты, , как знать, может нас временами потому и гнетёт тоска, что утраченное слово ищет своего возмещения, как река своего устья. Недаром уста и устье имеют общий корень, а фольклор -это устное народное творчество.
Пусть названия рек, гор, лесов, полян, долин, деревень, сёл и городов переходят из УСТ в УСТА из поколения в поколение как самые правдивые слова в нашем языке, как самая древняя речь мира.
Маргарита Васильевна Ногтева, поэтесса. Красногорск- Нахабино. 2010-2012 г.г.
Тел. 564 09 04, 8-916036 0241