Каждая песня хора русской песни «Угрешские сударушки» из г. Дзержинский, открывшего конкурсные выступления в Зеленом театре, театрализованное
представление, основанное на фольклорной хореографии. Это же направление демонстрировал и молодежный ансамбль фольклорной музыки «Веснянка» из города Пушкино Московской области. Для того, чтобы песни отражали именно национальные традиции ребята
выезжают в экспедиции в Рязанскую, Орловскую области, собирая
оригинальный песенный материал. А вот ансамбль старинной казачьей песни «Курень» из Мытищ и вовсе создан по образу и подобию хуторских компаний, и изучает старинные песни и обряды в хуторах и станицах юга России.
Многие песни из репертуара московской группы «Новые кельцы» вообще
раньше не исполнялись инструментально. Число музыкальных инструментов,
используемых группой более 30, Причем как русских народных –
балалайка¸ жалейка, так и других народов – армянский дудук, греческий бузуки,
флейты. В ансамбле «Спадчына» из города Бобруйска
Республики Беларусь также задействованы разные инструменты, но в основе цимбалы
– альт, прима. Цимбалы - струнный ударный музыкальный инструмент, который в России в 17 веке >распространены в восточноевропейских странах, однако, странах Азии. Фестиваль
в Красногорске получается ярким и полезным, - комментирует член жюри Михаил Иосифович
Имханицкий, заслуженный деятель культуры, доктор искусствоведения, академик,
профессор Российской академии музыки им.Гнесиных, действительный член
Российской академии информатизации. -
Много оказалось детских и
взрослых коллективов, вокалистов, жанров, направлений, инструментов, яркое впечатление произвели детские ансамбли гусляров, где дети музицируют с
огромным удовольствием. Фестиваль – это возможность поделиться творчеством и радостью от него, зарядить этой энергией зрителей и зарядиться самим.
Жюри Красногорского фестиваля «Хранители наследия
России» оказалось на редкость
представительным. Председатель жюри народная артистка России, профессор кафедры сольного народного пения Московского
государственного университета культуры и искусств Александра Стрельченко. В
составе жюри - Анна Литвиненко, народная артистка России, профессор Российской
академии музыки им.Гнесиных, Василий
Овсянников, народный артист России,
профессор, солист академического
оркестра народных инстркументов России им.Н.П.Осипова,и академического
русского концертного ансамбля «Боян», Римма Подойницына, вице-председатель
Ассоциации белорусских цимбалистов, доцент Белорусской государственной академии музыки, Виктор
Китов, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный работник культуры
Республики Бурятия, профессор Восточно-Сибирской академии культуры и искусств,
член-корреспондент Международной Славянской академии культуры, науки и
образования, а также идейный вдохновитель и организатор международного
фестиваля «Звуки инструментов Евразии», задача которого единение музыкального пространства Евразии. Практически человек – легенда.
Профессор Китов под жарким
12 июня красногорским солнцем
целый день просидел в Зеленом театре, терпеливо прослушивая коллектив за
коллективом. Нередко на лице профессора появлялся
неподдельный интерес – выступления профессору нравились. Но...
-Представьте себе, - говорит Виктор Васильевич Китов,- в
маленькой Северной Корее человек, оканчивающий среднюю школу, в обязательном – в обязательном!- порядке сдает экзамен по национальному пению
и национальному инструменту. А у нас? Профессора Китова беспокоит, что в
огромной России, где с одной стороны много всего – национальностей с их традициями, песен, обрядов, с другой - все
это теряется, забывается. Именно потому, что всего много.
Кроме того, Россия сильно ориентирована на Запад, на академическое
искусство, молодежь – на рок, который не зря называют «музыкой не знающей
границ» - настолько он унифицирован. По мнению Китова,
народное искусство стоило бы сделать государственным национальным проектом в целях его сохранения и развития. Нужен и закон о культуре.
Красногорск кроме фольклорного ансамбля «Оберег» из
Нахабина, семейного фольклорного дуэта «Петровны» на этом фестивале успешно
представили гусляры культурно-просветительского центра «Купина
Неопалимая», руководит которым Любовь
Яковлевна Жук, заслуженная артистка России, профессор Московского
государственного института им. А.Шнитке и Российской академии музыки им. Гнесиных.
По словам Любови Яковлевны, на сегодняшний день гусли и созданный ею центр –
смысл жизни.
–А с чего, вы
думаете, началась музыкальная история России?
С гармошки?- горячится Любовь Яковлевна.- Нет, с гуслей!
Действительно, «гусли звончатые», разновидностью которых
является арфа, древнейший музыкальный
инструмент. Их возраст и место
рождения, наверное, никто никогда не узнает. У россиян гусли ассоциируются с тугим луком и его
звенящей тетивой, называвшейся «гуслой», и с героями российского эпоса:
Добрыней, Бояном, Садко. Бродяги - гусляры не менее древних волхвов отличались
независимостью и дерзостью на язык, поскольку песни пели не всегда
приятные «вельможам и царям».
В 2008 году в Красногорском районе был создан районный культурный центр «Купина», где детей обучают игре на гуслях, с 1980 год существует ансамбль «Купина»,созданный Л. Я.Жук. Позднее под тем же именем появился и детский ансамбль гусляров.
Дети обучаются музыке, сценическому искусству, очень любят и импровизацию – такой своеобразный
"гусельный джаз".
Одновременно в «городе мастеров», который обосновался в
городском парке в рамках фестиваля,
демонстрировал свои работы гусельных дел мастер Андрей Азаматов,
являющийся преподавателем центра
«Купина». Азаматов занят как созданием традиционных гуслей, так и их усовершенствованием. В «городе мастеров» традиционно представили
свои работы мастера из Красногорского творческого объединения «Лик», которому в нынешнем году исполнилось 20 лет, и наши гости. Например, Елена Воронова выставила миниатюрную роспись на бересте - это ее собственное изобретение и
технологии, Любовь Совкова, роспись по дереву, Лариса Мишурова, декоративное
вязание.
Говоря о «городе мастеров», начальник управления культуры и молодежной
политики Красногорского района Галина Ковалева сообщила, что давно уже есть
идея построить в Красногорске реальный город мастеров, тем более, что их в
городе и районе немало. Есть даже макет, который выставлен в небольшой
экспозиции в здании администрации. Такой
«город мастеров» мог бы стать привлекательным для туристов, но дело за
малым – на реализацию проекта нужны деньги.
Т. Чебыкина. Фото автора