RSS
Повинуясь звукам музыки А.Скрябина

В Москве завершился V Международный конкурс пианистов имени А.Н.Скрябина, который не обошли вниманием красногорцы.

Конкурс проходил с 2 3июня  по 1 июля 2012 года в концертных залах одного  из самых знаменитых вузов мира, в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского,   единственного  в России музыкального вуза, которому присуждён статус университета.  
Конкурсные прослушивания состояли из трех туров.   Все прослушивания проводились публично. Неудивительно, что  Большая Никитская  улица, на которой располагается знаменитая Московская  консерватория,   в эти дни   была  многолюдна.      
В дни конкурса мы  с Маргаритой Васильевной Ногтевой – известным краеведом России, писателем, повинуясь звукам музыки,  каждое утро  устремлялись  из Подмосковного Красногорска в консерваторию.  Прославленный музыкальный вуз в эти дни  собирал  почитателей таланта гениального  русского композитора  А.Н.Скрябина.  Здесь можно было встретить  мастеров мирового пианистического искусства, студентов, аспирантов, музыковедов и  обычных слушателей, как мы.

  Что заставляло нас каждое утро преодолевать пробки на оживленной  Волоколамской трассе?  Протискиваться в   переполненные  вагоны метро? Как в студенческие годы, опаздывая, входить с последним звонком в  затемненный  малый зал и  затаив дыхание погружаться в звуки музыки, льющиеся со сцены?  Ответ прост. Тот драгоценный слиток «Золотого запаса Серебряного века», к  которому принадлежит  А.Н.Скрябин. Наследницей  эпохи Серебряного века ощущает себя и Маргарита Ногтева.  Мы надеялись услышать, понять и почувствовать, в исполнении конкурсантов  ту могучую нежность, которой был потрясён поэт  Константин Бальмонт при встрече   с Александром Скрябиным.  Как  слушатели, мы  не относились к строгим судьям. Эта задача стояла перед компетентным международным жюри, председателем которого был Народный артист России, профессор Московской консерватории имени П.И.Чайковского, заведующий кафедрой специального фортепиано Михаил Воскресенский. Нам интересно было услышать, как трактуют музыку русского гения  пианисты из разных стран мира. К нашей радости, молодые  исполнители демонстрировали свое мастерство, удивляя глубоким проникновением, порой изысканностью  трактовки скрябинской   музыки. Мечтательностью, окрылённостью, целостностью, осмысленной драматургией  был пропитан    калейдоскоп  музыкальных образов.

    И все - таки любой конкурс  это своеобразное соревнование, где есть лидеры, победители – лауреаты.  Конкурс пианистов имени А. Н. Скрябина не являлся исключением,   и в то же время,  не предполагал  поражений, проигрыша. Напротив, само участие в таком престижном конкурсе уже хорошее начало для будущей карьеры  пианиста-исполнителя,  для его самоутверждения на мировой сцене пианистического мастерства. Поэтому мы поддерживали всех, понимая всю сложность поставленных исполнительских задач стоящих перед конкурсантами. Конкурс  пианистов совпал с  юбилейным годом- 140 лет со дня рождения   А.Н.Скрябина (1872-1915).  Несмотря на прошедшие годы интерес к его необычной музыке света, красок явственно ощутим и в наши дни.  В  этом году мы стали свидетелями   прошедшей  в Москве  Международной  научной конференции - «Искусство А.Н.Скрябина в свете истории и художественно – стилистических тенденций XXI века», юбилейной выставки в Малом манеже, презентации книги, в ЦДЛ: «Со скоростью света прямо к солнцу, в Солнце…» и других немаловажных событий…

Возможно, этот   конкурс, названный в честь Александра Скрябина, являлся кульминационной точкой всех прошедших  событий, связанных с  именем композитора. Конкурс   стал своеобразным  апофеозом, гимном  великому  художнику, которого Константин Бальмонт называл «Эльфом среди людей»,  «Певучей озаренностью  самого воздуха»!
Слушая искренность интерпретаций  музыки  А.Н.Скрябина   в исполнении молодых  пианистов,  мы все-таки, делали свои заключения, выводы. Ждали сообщений о тех, кто по решению жюри войдет в число  50%  счастливчиков и будет допущен ко второму туру, а к финалу – всего троих.
   В перерывах между отделениями того или иного тура мы беседовали  с теми, кто только что сошёл со сцены и даже с мировыми светилами, членами жюри, об этом мы даже не мечтали.  После второго тура  мы побеседовали с   Атанасом  Куртевым -Болгария.  Академик, профессор Национальной музыкальной академии имени Панчо Владигерова. «Пианист-рыцарь,  гордость современной болгарской фортепианной культуры», -так отзываются об Атанасе Куртеве  его современники, нашел время поделиться с обыкновенными слушателями своими впечатлениями. Здесь же ,  посл е второго тура конкурса, мы познакомились с пианисткой из Вьетнама  Нгуен Тхи  Ким Нган и её замечательным братом, по имени Хай.
Нгуен Тхи Ким, своим исполнением  Трагической поэмы op.34, потрясла слушателей  погружением  в глубину,  которую  наверно можно передать  только в звуках. Под впечатлением  исполнительского мастерства   юной пианистки, её целостного вдумчивого погружения в образ через звук, наши  чувства и мысли   витали вместе со звуками музыки А. Н.Скрябина в неизвестном пространстве, словно искали  ответ: «Что рождается из звука?», «Зачем?» «Для чего?».  «Звук рождается для рождения других звуков, для  мысли, для вечности!» - отвечали улавливаемые  слухом  муыкальные интонации. Невидимые звуки  были легки,  прозрачны, нежны, как сама    хрупкая  девушка-пианистки из далекого Вьетнама, по имени Нгуен Тхи Ким Нган и угасали где-то  за пределами сцены.
К, сожалению, не удалось побеседовать с Сергеем Ким из Казахстана. Слушая  в его исполнении Сонату op.68,№ 9   можно было  забыть, что ты  здесь на земле, в концертном зале. Мысли летели за звуками: «Здесь не Земля, не небо, не океан,- здесь дышит Земля, когда дремлет Вулкан. Пожалуйста, не мешайте раствориться в этом дыхании! Пусть разбудит меня гром и водопад! Теперь я знаю. Как звенит небесный колокол!».
Со Светланой Андреевой все-таки удалось обмолвиться  несколькими словами, может в тот момент не совсем связными, но, сказанными от души. Поэма-Ноктюрн op. 61 вызвала другие ассоциации: «Как низко плывут облака! Зачем ручей смеётся над ними?».  
Арсений Тарасевич-Николаев-Россия, Москва. В исполнении утонченного юноши, мы  увидели  Небесного Ангела, покоряющего публику своим исполнением.  Словно сам  Александр Скрябин парил над роялем.

Какова же была наша радость, когда вместо троих финалистов, жюри объявило четверых, тех  четверых, кто сумел заворожить  нас.   
Арсению присуждена Первая премия V Международного конкурса пианистов имени Александра Скрябина. Нгуен Тхи Ким Нган и Сергею Ким – третья премия.
Торжественное закрытие конкурса состоялось в Большом зале консерватории.  Теперь уже признанные лауреаты  V Международного конкурса пианистов имени Александра Николаевича Скрябина давали концерт  с большой сцены Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Бурными овациям,  цветами  поздравляли победителей,   желая  им  новых и новых  побед и открытий!  
После концерта поздно вечером мы  счастливые,  переполненные впечатлениями, возвращались в Красногорск. Нам есть что рассказать нашим красногорцам.


Лариса Дмитриева-Кравчук,

член Союза писателей России, прозаик, публицист, кандидат педагогических наук
Добавил(а) Dinka / 03.12.2024 в 21:06 / Просмотров: 4231 / Люди
КрасногорскOnline
© 2024 Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка Красногорск online обязательна. 16+