Родился С.П.Кузнецов 31 декабря 1923 года в сибирской деревушке Подкияшка Ирбейского района Красноярского края.
После окончания семилетки в 1937 году поступил в Красноярское педагогическое училище им. А.М. Горького. Зиму 1940-1941 года работал заведующим начальной школы в деревне Симановщина на берегу Енисея.
В апреле 1941 года его вызвали в военкомат и предложили поехать учиться в авиационную школу. Охотно согласился.
В Иркутске, пройдя медкомиссию, зачислен курсантом на истребительное отделение, где после трех лет учебы выпускались лейтенанты технической службы. Изучали новейший тогда истребитель Лавочкина ЛаГГ-3.
- 22 июня 1941 года, - рассказывает Степан Павлович, - всё круто изменилось - началась Великая Отечественная война. Срок обучения сократили до одного года. К весне 1942 года обучение почти закончилось. Неожиданно в апреле курсантов погрузили в вагоны и привезли в Забайкалье, в Улан-Удэ. Меня зачислили в учебный батальон запасного полка.
Снова учеба, но совсем другая. Изучали стрелковое оружие, боевые действия в обороне и наступлении, территорию Маньчжурии, состав японской Квантунской армии. Предполагали, что готовят на японцев.
ПЕРВЫЙ БОЙ
В конце 1942 года всех подняли по тревоге, построили, зачитали приказ о присвоении звания «младший сержант», погрузили в товарные вагоны и маршевой ротой повезли, но не на восток, а на запад.
Снова мимо Байкала, Иркутска и Красноярска, до Урала по зеленой улице. После Урала стали ехать непонятно как, с большими остановками на перегонах, с частыми встречами поездов с ранеными. Чувствовалась близость фронта.
Эшелон подошел к прифронтовой станции Иловля и, не доезжая с километр, остановился в степи. Тут же поступила команда - выгрузиться и отойти от вагонов.
Времени было часов одиннадцать, летний солнечный день, тепло, кто сидит, кто лежит в траве. Вдруг откуда-то из-за крыш домов, на малой высоте, выскочила большая стая фашистских самолетов и сходу начала бомбить наш эшелон. Многие вагоны загорелись, но они уже были пустые. Из людей никто не пострадал, все успели залечь в траве. Были убиты только пять лошадей и разбиты две походные кухни. Так встретили мы свой первый день на Сталинградском фронте.
Нашу маршевую роту влили в состав 40-й гвардейской дивизии, занявшей оборону у станицы Сиротинской. Я был назначен командиром отделения в 118-ом отдельном стрелково-пулеметном батальоне. Боевое крещение со своим отделением получил уже на третьи сутки. Местность перед нашими окопами понижалась вплоть до оврага, заросшего мелколесьем. Там находились немцы. Вдруг вижу, справа из оврага в нашу сторону мчатся три бронетранспортёра. Из них на ходу выпрыгивают фашисты, образуют цепь и, стреляя из автоматов, идут на нас. За ними появляется вторая цепь. По моей команде бойцы открыли огонь из станкового и ручных пулеметов. Передняя вражеская цепь быстро поредела, досталось и второй. Не ожидали фашисты такого мощного огня, каким мы его встретили, залегли, начали отползать назад. Видимо, посчитали, что оборону держат малочисленные остатки 21-ой армии, и просчитались.
В этот день немцы больше не атаковали, только вражеский самолет-разведчик-«рама», как мы его называли, кружил над нами до темноты. Весь август фашисты старались пробить брешь в нашей обороне, но так и не смогли. Мы выстояли и плацдарм удержали.
ДОШЕЛ ДО ОДЕРА
После Сталинграда С.П.Кузнецов освобождал Харьков, где был награжден орденом Красной Звезды.
После Харькова их батальон участвовал в освобождении Полтавы и Кременчуга, форсировании Днепра, в в жестоких боях Корсунь-Шевченковской операции. В составе 8-й гвардейской армии освобождал Белоруссию, форсировал Вислу. В 70 километрах от Варшавы 27 июля 1944 года армия захватила важный Магнушевский плацдарм.
10 января 1945 года с этого плацдарма армия начала бои за освобождение Польши, дошла до Одера, где захватила Кюстринский плацдарм, с которого 16 апреля началась Берлинская операция. За два дня до ее начала был третий раз тяжело ранен и вывезен в Москву в госпиталь. Там и встретил День Победы - 9 мая.
- Из госпиталя выписался 24 июня, рассказывает Степан Павлович.- По радио слышал, что в этот день назначен Парад Победы. Везде звучала музыка, и, несмотря на пасмурную погоду и мелкий моросящий дождик, настроение было праздничное. Решил сразу же идти на Красную площадь. Очень хотелось посмотреть парад, увидеть прославленных маршалов Г.К.Жукова, К.К.Рокоссовского и, конечно же, И.В.Сталина - Верховного Главнокомандующего.
К сожалению, где я ни пытался пройти на Красную площадь, везде стояли патрули и требовали пропуск, которого' у меня не было. Пришлось отправиться на пересыльный пункт, откуда на другой день меня направили в запасной полк недалеко от станции Голицыне. Оттуда через три дня направлен в управление Семёновского лагеря военнопленных, взятых в Берлине и Бреслау, работал два года инспектором учётного отдела.
20 марта 1947 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР вторую очередь старших возрастов, а также имеющих три и более ранения демобилизовали. Решил ехать к матери в Красноярский край. Оформил проездные документы и через трое суток, миновав Красноярск и переехав Енисей, почувствовал себя дома. Ещё через 250 километров моя станция Камала. В окно вагона увидел маму. Трудно описать радость встречи после семи лет разлуки. В нашей семье я первый вернулся с войны. Отец и старший брат погибли еще в 1943 году, а младший брат нес службу где-то в Австрии.
Началась гражданская жизнь. В мае 1949 года С.П.Кузнецов поселился в Красногорске. 46 лет проработал после демобилизации в разных организациях и на предприятиях, в том числе в военной приемке на КМЗ.В 2013 году С.П.Кузнецову исполняется 90 лет.
Из сборника "Мы помним", Красногорск, 2010 год.
Видео Т.Михайлова, М.Петрутик.