Педагог, фронтовик, орденоносец, ветеран КМЗ, народный умелец Красногорского района
Народный умелец, талантливый мастер-художник прикладного искусства Константин Михайлович прожил долгую, яркую жизнь и внес большой вклад в трудовую и культурную жизнь Красногорского района и России.В нынешнем году Константину Михайловичу Милютину исполнилось бы 105 лет.
В 2012 году Красногорский район торжественно отметил свое 80-летие. К этой знаменательной дате по инициативе администрации Красногорского муниципального района был издан прекрасно иллюстрированный фотоальбом «Красногорский район, история восьми десятилетий».
Среди многих уникальных хроникально-событийных фотографий, отражающих в себе историю родного края, были опубликованы и мои пятнадцать снимков. Если открыть 113-ю страницу альбома, то можно увидеть фотопортрет мастера-самоучки К.М.Милютина, увлеченно занятого своим любимым делом, которого я сфотографировал в 1976 году у него дома. Вот об этом талантливом мастере-художнике с удивительной судьбой я и хочу рассказать моим землякам - красногорцам.
С середины семидесятых по девяностые годы 20-го столетия имя народного умельца из Красногорска, автора макетов-миниатюр памятников архитектуры русского деревянного зодчества XV-XVII веков Константина Михайловича Милютина было известно не только в нашем районе, но и за его пределами. Изящные работы самобытного художника-умельца экспонировались на многих престижных выставках народного творчества в разных городах страны и принесли ему заслуженную славу. Во время интервью с корреспондентами разных СМИ на вопрос рассказать о своей биографии всегда отвечал скромно – «она у меня обыкновенная и можно сказать самая простая».
К.М. Милютин родился в 1911 году в городе Мценске Орловской губернии. После окончания Воронежского политехнического института в 1937 году он с женой и пятилетним первенцем – сыном приехал на работу в Красногорск, а в 1938 году в молодой семье у Константина Михайловича и Валентины Владимировны появился на свет и второй сынишка. К.М. Милютин преподавал в старших классах школы № 1 физику, черчение, рисование, а в летние каникулы в Детском городке вел занятия с ребятами в радиокружке. В этой же школе № 1 после декретного отпуска трудилась педагогом и его жена. Она преподавала в начальных классах до 1946 года.
В 1941 году грянула Великая Отечественная война, и к осени Красногорск стал прифронтовым городом. Вступив в батальон добровольцев народного ополчения, который был сформирован 3-5 июля 1941 года, Константин Михайлович ушел на фронт. Вместе с учителями школы №1 С.Л.Хазиным, И.Ф.Филатовым, К.Милютиным в батальон вступили и ученики: Н.Зиновкин, А.Куц, В.Птицын, командиром батальона был назначен работник завода им.В.И.Ленина Н.И.Суетнов.
Участвовать в боях за оборону Москвы Милютин начал в декабре 1941 года в 202-м запасном стрелковом полку. Командуя отделением, старший сержант К.М. Милютин участвовал во многих кровопролитных сражениях с немецко-фашистскими захватчиками.
17 мая 1942 года в составе 146-го отдельного саперно-мостового батальона во время боя под деревней Борисово попал под бомбежку самолетов противника. От разрыва авиабомбы получил множественные осколочные ранения, перелом кости левой ноги и тяжелую контузию. После долгого лечения в госпитале в марте 1944 года снова вернулся в строй и продолжил службу. К.М. Милютин вместе с личным составом части с честью выполнял боевые задачи на Калининском, Западном и Белорусском фронтах, прошел героический путь до Кенигсберга.
За мужество, отвагу, смелость и ратную доблесть, проявленные К.М. Милютиным на войне, командование фронта наградило его орденами «Красной звезды» и «Отечественной войны» II степени, медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.».
Вернувшись осенью 1945 года в родной Красногорск, Константин Михайлович долго отдыхать не стал и в том же году поступил на работу инженером-электриком на Красногорский ордена Ленина механический завод, где проработал в цехе 014 более двадцати лет. По стопам отца пошли и двое его сыновей: старший - Константин Константинович проработал в ЦКБ 54 года сборщиком-электриком, а потом – технологом, младший - Рэмгальд Константинович около 40 лет трудился в цехе 018 по специальности сборщик-механик.
С творчеством К.М. Милютина я впервые познакомился в 1967 году, когда пришел в Дом культуры завода на торжественное собрание тружеников предприятия, посвященное 50-летию Октября. Перед началом юбилея еще оставалось свободное время и мы с делегацией работников фотосборочного цеха зашли в заводской музей Трудовой славы. Среди обширной коллекции разных экспонатов, отражающих историю развития оптического производства на заводе, наше внимание привлекли стенды с прекрасными макетами Московского Кремля и Мавзолея В.И.Ленина, выполненные с высоким художественным вкусом из оргстекла и пластика. Как оказалось, это были праздничные подарки К.М. Милютина родному заводу.
В этот день в Книге отзывов музея появилось очень много восхищенных записей заводчан, желающих К.М. Милютину новых успехов в его благородном творчестве. В 1970 году Константин Михайлович вновь продемонстрировал свое высокое мастерство в прикладном искусстве. В честь столетия со дня рождения В.И.Ленина он изготовил дома 22 сувенира с выгравированным на оптическом стекле портретом вождя. В день юбилея эти оригинальные презенты были вручены в парткоме завода кавалерам ордена Ленина. Его дебют и успех на заводе в прикладном моделировании шел от любви к искусству, а глубинные истоки творчества брали свое начало из далекого детства. Константин Михайлович при разговоре со мной вспоминал: « Мне нравилось в юном возрасте рисовать, делать какие-то необыкновенные домашние вещи своими руками. Сначала из подручных материалов сотворил велосипед, который, правда, скоро развалился, потом смастерил себе лыжи и долгое время бегал на них рядом с домом. Став взрослее, увлекся чертежами, точными расчетами к разным конструкциям, начал писать картины. Эти разносторонние занятия помогли мне во время учебы в Политехническом институте. Очень любил русскую старину и современные здания в столице. Во время довоенных поездок в Москву всегда с восхищением осматривал Кремль и Собор Василия Блаженного, а мавзолей Ленина привлекал своей архитектурной строгостью и лаконизмом. Во время войны, когда мы сражались за Родину, мне пришлось увидеть очень много разрушенных и искалеченных фашистами русских городов. Уже тогда я верил, что мы победим фашистов, поднимем из руин советские города, вернем красоту и все величие памятникам русской архитектуры». В 1971 году К.М. Милютин ушел с завода на пенсию, но отработал несколько лет монтером на Красногорском радиоузле.
После выхода на отдых К.М. Милютин без дела дома не сидел. Стал проводить свой досуг за изготовлением разных вещей и поделок. Свою квартиру он превратил почти в музей, где можно было увидеть оригинально украшенные столики, полочки, тумбочки, цветочницы, аквариум и светильники. Все было изготовлено красиво, изящно, с большим эстетическим вкусом. Кроме декоративной работы в квартире, мастер был в постоянном творческом поиске, в дальних поездках по заповедным местам русского Севера. Константин Михайлович полюбил памятники деревянного зодчества за русскую национальную красоту, неповторимость и увлекся резьбой по дереву настолько, что включившись в этот творческий марафон, не жалел ни своего времени, ни сил.
Отправной точкой в мир искусства русского деревянного зодчества стала его поездка в августе 1971 года в Карелию к Кижскому погосту, ставшему музеем под открытым небом. Более двух десятков памятников русского зодчества из деревень Заонежья и районов южной Карелии, имеющих огромную историко-художественную ценность, были объединены в единую архитектурную композицию.
«Страной зодчих» назвал Россию русский художник и ученый-академик Игорь Грабарь. Испокон веков вся Русь была деревянной, на ее широких просторах строились деревянные дома, соборы, дворцы, хоромы, монастыри, города-крепости. По свидетельствам летописцев и путешественников эти здания отличались великолепной красотой, архитектурным совершенством.
В старые времена во всех городах, селах, деревнях стояло много церквей, храмов и символов крестов, которые были не только культовыми сооружениями, но и являлись памятниками славы наших предков, национальной духовной и исторической культуры. В этих художественных архитектурных образах отражались великие подвиги и победы над врагом, свершения русского народа, главные события Московского государства и всей страны. В Кижах К.М. Милютин встретился с известным архитектором-рестовратором А.В.Ополовниковым, который увлеченно рассказывал Константину Михайловичу о музее-заповеднике, о русской самобытной народной архитектуре, об уникальных памятниках деревянной архитектуры, заслуженно стоящих в одном ряду со многими памятниками мировой художественной культуры. Во время беседы А.В.Ополовников и предложил красногорскому народному умельцу свою идею конструирования макетов-миниатюр русских национальных памятников деревянной архитектуры. Это предложение К.М. Милютину очень понравилось. Он долго любовался красотой построек, внимательно вглядывался в ажурную вязь узоров и в хитрое сплетение срубов. Потом произвел свои первые математические расчеты и замеры древних сооружений, сделал эскизы и сфотографировал все здания.
Вернувшись домой, Константин Михайлович с большим энтузиазмом приступил к изготовлению макета Кижей, но сразу понял, что предстоит долгая, сложная и кропотливая работа. Несмотря на отсутствие опыта в подобном прикладном искусстве, он день за днем, шаг за шагом впервые постигал секреты моделирования миниатюр. В процессе труда изобретал, изготавливал сложные приспособления и инструменты, учился методом проб и ошибок подбирать для разных деталей макетов подходящие сорта дерева. Собирая макет Кижей в уменьшенном масштабе в 50 раз, старался строго просчитывать разные варианты изготовления для копий фрагментов зданий, состоящих из мини бревнышек, брусочков, лепных украшений, декоративных орнаментов и выдерживать размеры каждой детальки, чтобы получилось точь-в-точь наравне с оригиналом. Каждый день К.М. Милютин вставал рано утром, доставал из стола свои инструменты и с завидным упорством созидал точную копию ансамбля Кижского погоста, состоящего из главной Преображенской церкви, грандиозной и величавой, увенчанной двадцати двумя шатровыми куполами, меньшей Покровской с девятиглавой церковью, и стоящей между ними Колокольней погоста, внутреннего двора и ограды с центральным входом в архитектурный комплекс, созданный руками гениальных мастеров.
Труд красногорского умельца К.М. Милютина был оценен по достоинству: его миниатюра-копия златоглавого чудо-града Кижи экспонировалась на ВДНХ и получила бронзовую медаль.
Русский Север – это уникальный, неповторимый край национального деревянного зодчества, в котором рядом с основными примечательными памятниками народной архитектуры особое место занимала бревенчатая русская изба. Свой дом для семьи крестьянин ставил добротно и на века. Строил обычно в один этаж, но часто и в два, со светелкой над ними. В старину избу доверяли срубить только опытному мастеру-плотнику, в своем роде художнику по дереву. В итоге получалась красавица изба: большая, уютная, светлая с чередой окошек на все стороны света и обязательно с крытым двором, куда входили многие хозяйственные постройки. Посмотришь на такую со стороны, одно загляденье – не изба, а царские хоромы. Восхищаясь таким чудом, Сергей Есенин писал:
И теперь, когда вот новым светом,
И в моей коснулась жизнь судьбы.
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Восторг поэта разделил и К.М. Милютин, создавший по таким мотивам великолепный макет – дом Ошевнева. Эта совершенная модель завораживает взгляд своим изяществом, очарованием резных украшений, причудливыми узорами наличников с раскрытыми ставнями, с богатой резьбой причелен и с ажурной светелкой, украшающей крышу дома. Выглядит, словно сказочный терем в праздничном наряде вологодских кружевов.
За долгие годы неустанного и плодотворного творчества Константин Михайлович создал более тридцати прекрасных и интересных работ. В его коллекцию вошли следующие макеты-новинки: памятник – часовня Петру I из города Вытегра Ленинградской области, собор Богородицы и Преображенская церковь из Костромы, церковь Лазаря Муромского, часовня из деревни Кавгора, амбар из деревни Коккойла, колодец из города Луга Ленинградской области, ветряная мельница и часовня из деревни Волкострово, ветряная мельница из Прибалтики. Работал над произведениями деревянного зодчества из Владимира, Суздаля, городов и селений западных районов России.
Одна часть его моделей экспонировалась в Суздале в Музее народного творчества, другая – в Государственном музее-заповеднике «Коломенское», пять макетов-миниатюр подмосковных памятников русского зодчества демонстрировались в Областном Краеведческом музее в Ново-Иерусалимском монастыре. В музее-усадьбе Архангельское можно было увидеть макет-копию самой усадьбы. К.М. Милютин в свое время с гордостью рассказывал о работе над макетом Московского Кремля XIV века: « Вся сложность состояла в том, что полностью отсутствовали документальные изображения этого архитектурного памятника старины». Константин Михайлович провел много дней в библиотеке Государственного исторического музея, подробно изучал летописи старинных времен. Большую помощь ему оказал специалист по архитектуре И.Гончаров. Полученные знания помогли К.М. Милютину успешно решить почти невыполнимую задачу. Используя свой опыт и художественное чутье, он все-таки создал этот необычный макет-копию, возникший из небытия под названием «Фрагмент Московского Кремля времен Ивана Калиты (XIII-XIVв.в.)», и макет одной из башен Кремля.
Народный умелец из Красногорска К.М. Милютин был человеком многостороннего таланта, обладавший в своем искусстве миниатюры виртуозной техникой, яркой фантазией. Благодаря своему терпению, трудолюбию и упорству, он смог достичь самых высоких вершин в искусстве создания настоящих шедевров макетов-копий русского деревянного зодчества прошлых столетий.
Творческим отчетом десятилетнего труда К.М. Милютина стала его персональная выставка, которая проходила в начале девяностых годов 20-го века в Московском областном отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Для многочисленных посетителей, пришедших на выставку самобытного мастера, стало настоящим открытием искусство древней архитектуры русского деревянного зодчества XIII-XVII веков. Сотни людей осматривали каждый экспонат и выражали свое восхищение творцу-зодчему миниатюр, расспрашивали об истории памятников старины в Кижах и на Руси, пути развития народной архитектуры нашей отчизны.
На этом вернисаже, подводя итоги своей сложной высокопрофессиональной многолетней работы, Константин Михайлович говорил: «Труд, конечно, был титанический. Но радость от своего созидания получил огромную. Все, что было задумано мною, я, наконец, выполнил. Пусть теперь люди любуются этой красотой».
Педагог, фронтовик-орденоносец, ветеран Красногорского механического завода К.М. Милютин работал на благо предприятия вместе со своими сыновьями. Общий их трудовой стаж составил более 100 лет.
А.Давыдкин,
член Союза журналистов России.
Фото предоставлено автором.
Фотографии в альбоме «Милютин», автор pressa.wk на Яндекс.Фотках
В 2012 году Красногорский район торжественно отметил свое 80-летие. К этой знаменательной дате по инициативе администрации Красногорского муниципального района был издан прекрасно иллюстрированный фотоальбом «Красногорский район, история восьми десятилетий».
Среди многих уникальных хроникально-событийных фотографий, отражающих в себе историю родного края, были опубликованы и мои пятнадцать снимков. Если открыть 113-ю страницу альбома, то можно увидеть фотопортрет мастера-самоучки К.М.Милютина, увлеченно занятого своим любимым делом, которого я сфотографировал в 1976 году у него дома. Вот об этом талантливом мастере-художнике с удивительной судьбой я и хочу рассказать моим землякам - красногорцам.
С середины семидесятых по девяностые годы 20-го столетия имя народного умельца из Красногорска, автора макетов-миниатюр памятников архитектуры русского деревянного зодчества XV-XVII веков Константина Михайловича Милютина было известно не только в нашем районе, но и за его пределами. Изящные работы самобытного художника-умельца экспонировались на многих престижных выставках народного творчества в разных городах страны и принесли ему заслуженную славу. Во время интервью с корреспондентами разных СМИ на вопрос рассказать о своей биографии всегда отвечал скромно – «она у меня обыкновенная и можно сказать самая простая».
К.М. Милютин родился в 1911 году в городе Мценске Орловской губернии. После окончания Воронежского политехнического института в 1937 году он с женой и пятилетним первенцем – сыном приехал на работу в Красногорск, а в 1938 году в молодой семье у Константина Михайловича и Валентины Владимировны появился на свет и второй сынишка. К.М. Милютин преподавал в старших классах школы № 1 физику, черчение, рисование, а в летние каникулы в Детском городке вел занятия с ребятами в радиокружке. В этой же школе № 1 после декретного отпуска трудилась педагогом и его жена. Она преподавала в начальных классах до 1946 года.
В 1941 году грянула Великая Отечественная война, и к осени Красногорск стал прифронтовым городом. Вступив в батальон добровольцев народного ополчения, который был сформирован 3-5 июля 1941 года, Константин Михайлович ушел на фронт. Вместе с учителями школы №1 С.Л.Хазиным, И.Ф.Филатовым, К.Милютиным в батальон вступили и ученики: Н.Зиновкин, А.Куц, В.Птицын, командиром батальона был назначен работник завода им.В.И.Ленина Н.И.Суетнов.
Участвовать в боях за оборону Москвы Милютин начал в декабре 1941 года в 202-м запасном стрелковом полку. Командуя отделением, старший сержант К.М. Милютин участвовал во многих кровопролитных сражениях с немецко-фашистскими захватчиками.
17 мая 1942 года в составе 146-го отдельного саперно-мостового батальона во время боя под деревней Борисово попал под бомбежку самолетов противника. От разрыва авиабомбы получил множественные осколочные ранения, перелом кости левой ноги и тяжелую контузию. После долгого лечения в госпитале в марте 1944 года снова вернулся в строй и продолжил службу. К.М. Милютин вместе с личным составом части с честью выполнял боевые задачи на Калининском, Западном и Белорусском фронтах, прошел героический путь до Кенигсберга.
За мужество, отвагу, смелость и ратную доблесть, проявленные К.М. Милютиным на войне, командование фронта наградило его орденами «Красной звезды» и «Отечественной войны» II степени, медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.».
Вернувшись осенью 1945 года в родной Красногорск, Константин Михайлович долго отдыхать не стал и в том же году поступил на работу инженером-электриком на Красногорский ордена Ленина механический завод, где проработал в цехе 014 более двадцати лет. По стопам отца пошли и двое его сыновей: старший - Константин Константинович проработал в ЦКБ 54 года сборщиком-электриком, а потом – технологом, младший - Рэмгальд Константинович около 40 лет трудился в цехе 018 по специальности сборщик-механик.
С творчеством К.М. Милютина я впервые познакомился в 1967 году, когда пришел в Дом культуры завода на торжественное собрание тружеников предприятия, посвященное 50-летию Октября. Перед началом юбилея еще оставалось свободное время и мы с делегацией работников фотосборочного цеха зашли в заводской музей Трудовой славы. Среди обширной коллекции разных экспонатов, отражающих историю развития оптического производства на заводе, наше внимание привлекли стенды с прекрасными макетами Московского Кремля и Мавзолея В.И.Ленина, выполненные с высоким художественным вкусом из оргстекла и пластика. Как оказалось, это были праздничные подарки К.М. Милютина родному заводу.
В этот день в Книге отзывов музея появилось очень много восхищенных записей заводчан, желающих К.М. Милютину новых успехов в его благородном творчестве. В 1970 году Константин Михайлович вновь продемонстрировал свое высокое мастерство в прикладном искусстве. В честь столетия со дня рождения В.И.Ленина он изготовил дома 22 сувенира с выгравированным на оптическом стекле портретом вождя. В день юбилея эти оригинальные презенты были вручены в парткоме завода кавалерам ордена Ленина. Его дебют и успех на заводе в прикладном моделировании шел от любви к искусству, а глубинные истоки творчества брали свое начало из далекого детства. Константин Михайлович при разговоре со мной вспоминал: « Мне нравилось в юном возрасте рисовать, делать какие-то необыкновенные домашние вещи своими руками. Сначала из подручных материалов сотворил велосипед, который, правда, скоро развалился, потом смастерил себе лыжи и долгое время бегал на них рядом с домом. Став взрослее, увлекся чертежами, точными расчетами к разным конструкциям, начал писать картины. Эти разносторонние занятия помогли мне во время учебы в Политехническом институте. Очень любил русскую старину и современные здания в столице. Во время довоенных поездок в Москву всегда с восхищением осматривал Кремль и Собор Василия Блаженного, а мавзолей Ленина привлекал своей архитектурной строгостью и лаконизмом. Во время войны, когда мы сражались за Родину, мне пришлось увидеть очень много разрушенных и искалеченных фашистами русских городов. Уже тогда я верил, что мы победим фашистов, поднимем из руин советские города, вернем красоту и все величие памятникам русской архитектуры». В 1971 году К.М. Милютин ушел с завода на пенсию, но отработал несколько лет монтером на Красногорском радиоузле.
После выхода на отдых К.М. Милютин без дела дома не сидел. Стал проводить свой досуг за изготовлением разных вещей и поделок. Свою квартиру он превратил почти в музей, где можно было увидеть оригинально украшенные столики, полочки, тумбочки, цветочницы, аквариум и светильники. Все было изготовлено красиво, изящно, с большим эстетическим вкусом. Кроме декоративной работы в квартире, мастер был в постоянном творческом поиске, в дальних поездках по заповедным местам русского Севера. Константин Михайлович полюбил памятники деревянного зодчества за русскую национальную красоту, неповторимость и увлекся резьбой по дереву настолько, что включившись в этот творческий марафон, не жалел ни своего времени, ни сил.
Отправной точкой в мир искусства русского деревянного зодчества стала его поездка в августе 1971 года в Карелию к Кижскому погосту, ставшему музеем под открытым небом. Более двух десятков памятников русского зодчества из деревень Заонежья и районов южной Карелии, имеющих огромную историко-художественную ценность, были объединены в единую архитектурную композицию.
«Страной зодчих» назвал Россию русский художник и ученый-академик Игорь Грабарь. Испокон веков вся Русь была деревянной, на ее широких просторах строились деревянные дома, соборы, дворцы, хоромы, монастыри, города-крепости. По свидетельствам летописцев и путешественников эти здания отличались великолепной красотой, архитектурным совершенством.
В старые времена во всех городах, селах, деревнях стояло много церквей, храмов и символов крестов, которые были не только культовыми сооружениями, но и являлись памятниками славы наших предков, национальной духовной и исторической культуры. В этих художественных архитектурных образах отражались великие подвиги и победы над врагом, свершения русского народа, главные события Московского государства и всей страны. В Кижах К.М. Милютин встретился с известным архитектором-рестовратором А.В.Ополовниковым, который увлеченно рассказывал Константину Михайловичу о музее-заповеднике, о русской самобытной народной архитектуре, об уникальных памятниках деревянной архитектуры, заслуженно стоящих в одном ряду со многими памятниками мировой художественной культуры. Во время беседы А.В.Ополовников и предложил красногорскому народному умельцу свою идею конструирования макетов-миниатюр русских национальных памятников деревянной архитектуры. Это предложение К.М. Милютину очень понравилось. Он долго любовался красотой построек, внимательно вглядывался в ажурную вязь узоров и в хитрое сплетение срубов. Потом произвел свои первые математические расчеты и замеры древних сооружений, сделал эскизы и сфотографировал все здания.
Вернувшись домой, Константин Михайлович с большим энтузиазмом приступил к изготовлению макета Кижей, но сразу понял, что предстоит долгая, сложная и кропотливая работа. Несмотря на отсутствие опыта в подобном прикладном искусстве, он день за днем, шаг за шагом впервые постигал секреты моделирования миниатюр. В процессе труда изобретал, изготавливал сложные приспособления и инструменты, учился методом проб и ошибок подбирать для разных деталей макетов подходящие сорта дерева. Собирая макет Кижей в уменьшенном масштабе в 50 раз, старался строго просчитывать разные варианты изготовления для копий фрагментов зданий, состоящих из мини бревнышек, брусочков, лепных украшений, декоративных орнаментов и выдерживать размеры каждой детальки, чтобы получилось точь-в-точь наравне с оригиналом. Каждый день К.М. Милютин вставал рано утром, доставал из стола свои инструменты и с завидным упорством созидал точную копию ансамбля Кижского погоста, состоящего из главной Преображенской церкви, грандиозной и величавой, увенчанной двадцати двумя шатровыми куполами, меньшей Покровской с девятиглавой церковью, и стоящей между ними Колокольней погоста, внутреннего двора и ограды с центральным входом в архитектурный комплекс, созданный руками гениальных мастеров.
Труд красногорского умельца К.М. Милютина был оценен по достоинству: его миниатюра-копия златоглавого чудо-града Кижи экспонировалась на ВДНХ и получила бронзовую медаль.
Русский Север – это уникальный, неповторимый край национального деревянного зодчества, в котором рядом с основными примечательными памятниками народной архитектуры особое место занимала бревенчатая русская изба. Свой дом для семьи крестьянин ставил добротно и на века. Строил обычно в один этаж, но часто и в два, со светелкой над ними. В старину избу доверяли срубить только опытному мастеру-плотнику, в своем роде художнику по дереву. В итоге получалась красавица изба: большая, уютная, светлая с чередой окошек на все стороны света и обязательно с крытым двором, куда входили многие хозяйственные постройки. Посмотришь на такую со стороны, одно загляденье – не изба, а царские хоромы. Восхищаясь таким чудом, Сергей Есенин писал:
И теперь, когда вот новым светом,
И в моей коснулась жизнь судьбы.
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Восторг поэта разделил и К.М. Милютин, создавший по таким мотивам великолепный макет – дом Ошевнева. Эта совершенная модель завораживает взгляд своим изяществом, очарованием резных украшений, причудливыми узорами наличников с раскрытыми ставнями, с богатой резьбой причелен и с ажурной светелкой, украшающей крышу дома. Выглядит, словно сказочный терем в праздничном наряде вологодских кружевов.
За долгие годы неустанного и плодотворного творчества Константин Михайлович создал более тридцати прекрасных и интересных работ. В его коллекцию вошли следующие макеты-новинки: памятник – часовня Петру I из города Вытегра Ленинградской области, собор Богородицы и Преображенская церковь из Костромы, церковь Лазаря Муромского, часовня из деревни Кавгора, амбар из деревни Коккойла, колодец из города Луга Ленинградской области, ветряная мельница и часовня из деревни Волкострово, ветряная мельница из Прибалтики. Работал над произведениями деревянного зодчества из Владимира, Суздаля, городов и селений западных районов России.
Одна часть его моделей экспонировалась в Суздале в Музее народного творчества, другая – в Государственном музее-заповеднике «Коломенское», пять макетов-миниатюр подмосковных памятников русского зодчества демонстрировались в Областном Краеведческом музее в Ново-Иерусалимском монастыре. В музее-усадьбе Архангельское можно было увидеть макет-копию самой усадьбы. К.М. Милютин в свое время с гордостью рассказывал о работе над макетом Московского Кремля XIV века: « Вся сложность состояла в том, что полностью отсутствовали документальные изображения этого архитектурного памятника старины». Константин Михайлович провел много дней в библиотеке Государственного исторического музея, подробно изучал летописи старинных времен. Большую помощь ему оказал специалист по архитектуре И.Гончаров. Полученные знания помогли К.М. Милютину успешно решить почти невыполнимую задачу. Используя свой опыт и художественное чутье, он все-таки создал этот необычный макет-копию, возникший из небытия под названием «Фрагмент Московского Кремля времен Ивана Калиты (XIII-XIVв.в.)», и макет одной из башен Кремля.
Народный умелец из Красногорска К.М. Милютин был человеком многостороннего таланта, обладавший в своем искусстве миниатюры виртуозной техникой, яркой фантазией. Благодаря своему терпению, трудолюбию и упорству, он смог достичь самых высоких вершин в искусстве создания настоящих шедевров макетов-копий русского деревянного зодчества прошлых столетий.
Творческим отчетом десятилетнего труда К.М. Милютина стала его персональная выставка, которая проходила в начале девяностых годов 20-го века в Московском областном отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Для многочисленных посетителей, пришедших на выставку самобытного мастера, стало настоящим открытием искусство древней архитектуры русского деревянного зодчества XIII-XVII веков. Сотни людей осматривали каждый экспонат и выражали свое восхищение творцу-зодчему миниатюр, расспрашивали об истории памятников старины в Кижах и на Руси, пути развития народной архитектуры нашей отчизны.
На этом вернисаже, подводя итоги своей сложной высокопрофессиональной многолетней работы, Константин Михайлович говорил: «Труд, конечно, был титанический. Но радость от своего созидания получил огромную. Все, что было задумано мною, я, наконец, выполнил. Пусть теперь люди любуются этой красотой».
Педагог, фронтовик-орденоносец, ветеран Красногорского механического завода К.М. Милютин работал на благо предприятия вместе со своими сыновьями. Общий их трудовой стаж составил более 100 лет.
А.Давыдкин,
член Союза журналистов России.
Фото предоставлено автором.
Фотографии в альбоме «Милютин», автор pressa.wk на Яндекс.Фотках