Она писала рассказы о любви, о паломнических впечатлениях, глубоко погружая читателей в смысл Слова, прозвучавшего чуть более двух тысяч лет назад, эссе о творчестве известных и любимых писателей. Сейчас в издательстве «Грифон» готовится к выходу ее книга о судьбе и творчестве М.Ю.Лермонтова. Об этой книге мы и поговорим с членом Союза писателей России Н.Корчагиной.
- Нина Николаевна, почему именно о Лермонтове, ведь о наших классиках столько написано?
- Написано, конечно, много, есть блестящие литературоведческие работы, а есть надуманные, не соответствующие истине так называемые воспоминания. К сожалению, в массах муссируются сведения о судьбе поэта, почерпнутые из этих воспоминаний: один написал, и пошло по цепочке передаваться из уст в уста о несносном характере Лермонтова, его некрасивости… А поскольку я люблю Лермонтова с тех пор, как в третьем классе увидела его портрет и прочитала о его убийстве на дуэли, то давно решила написать о тайнах в судьбе и творчестве поэта, написать доступно, в интересной форме, почти детективную историю, чтоб образ поэта предстал перед массовым читателем таким, каким он был на самом деле.
- И о каких тайнах в давно изученной биографии идет речь?
- О тайнах рождения, гибели и творчества. Все знают, что о судьбе поэта и его гибели до смерти Николая 1 писать было запрещено, что молча ушли в царстве теней его секунданты, даже Столыпин-Монго, его родственник и приятель. И только убийца поэта Н.Мартынов и князь Васильчиков много лет пытались ввести в заблуждение всех интересующихся судьбой Лермонтова. У меня волосы вставали дыбом от возмущения, когда читала материалы следствия и военно-судного дела о дуэли. Все следствие основывается на показаниях Мартынова! Он единственный свидетель! И секунданты говорят с его слов. И все чиновники старательно пересказывают показания убийцы поэта… Но время идет, и почитатели поэта по крупицам находят в архивах другие свидетельства, проводят с помощью сегодняшних технических средств экспертизы, распутывают узелки, старательно завязанные теми, кто яростно ненавидел поэта… И вырисовывается иная картина и жизни, и гибели…
- Согласна, что о гибели поэта с самого начала говорили по-разному, называя дуэль убийством. Но какая тайна может быть в рождении поэта?
- Разумеется, речь идет не о шотландско-испанских корнях поэта. Доказано, что Лермонтов – потомок шотландского барда и прорицателя. Испанскую версию отверг и сам поэт. Исследователям творчества поэта удалось установить, что дальними родственником Лермонтова был Байрон, к сожалению, Михаил Юрьевич об этом так и не узнал.
Шестьдесят лет назад умер автор придуманной родословной поэта еврейско-американский писатель Надир Моше, но в зарубежных изданиях на русском языке его опус перепечатывается и в наши дни. Сравнив фотографии отца и матери поэта, Моше утверждает, что ничего общего с чертами отца у молодого Лермонтова не находит, и делает вывод, что Юрий Петрович биологическим отцом поэта не был. Якобы бедный армейский капитан «прикрыл позор» матери поэта и поэтому всю жизнь пил, а мать угасла в слезах. А Лермонтов, продолжает измышлять Моше, разочаровался и в испанцах, и в шотландцах, Россию вообще ненавидел, а вот о евреях, которых в его окружении якобы не было, пишет много и с теплотой… В своей работе я доказываю несостоятельность умозаключений Надира Моше, считая своим долгом защитить честь Марии Михайловны, так беззаветно любившей отца Лермонтова, проявившей характер в противостоянии с семьей за право иметь его своим мужем…
- Тайна вторая, как написано в вашей книге, называется «Дуэль или убийство». Читатель сможет найти однозначный ответ?
- По крайней мере, когда я изучила все доступные мне материалы, сопоставила различные мнения и свидетельства, у меня отпали все будоражившие душу и сознание вопросы. Все звенья цепи соединились. Стараясь быть объективной, привожу материалы официальной версии. Отвечая на вопрос, почему лгут секунданты, анализирую нестыковки в материалах следствия и военно-судного дела. И становится ясно: лгут, потому что придумывают ход событий, которых не было.
Особая глава посвящена разжиганию страстей перед дуэлью. Здесь интересны сопоставления и первой, и второй дуэлей – в их подготовке и создании преддуэльной атмосферы много общего. Закономерен вопрос: кому это надо было? У современных исследователей есть ответ и на этот вопрос.
Нельзя было умолчать и о заговоре секундантов: став соучастниками убийства поэта, они договорились говорить только то, что показали на следствии.
Литературоведы спорят: Лермонтов выстрелил в воздух во время дуэли или вообще не стрелял? И приводят детективную историю с дуэльными пистолетами, рассказывая, как их подменили в ходе следствия. Спрашивается, зачем это надо было делать? Все эти и многие другие вопросы отпадают, если мы обратимся к версии последней. Дуэли не было! Мартынов выполнил роль наемного убийцы. Может быть, он и вызвал Лермонтова на дуэль, хотя свидетелей вызова не было, и сцена в доме Верзилиной и около него была описана во всех учебниках литературы исключительно со слов убийцы поэта, но испугался: у него от алкоголя и карточной игры сильно тряслись руки, он боялся, что промажет. Известно, что из Железноводска Лермонтова выманили. Он отправился в сторону Пятигорска (а в материалах следственного дела ехал с секундантами из Пятигорска на дуэль) из поселка Шотланка, где обедал в кругу друзей и его видели за час до гибели. Ни о какой дуэли он никому не говорил и, как уверяют современные военные, боевой офицер перед дуэлью никогда бы не стал ужинать и пить вино… На склоне Машука Мартынов и поджидал своего друга и однокашника… А выстрелив в упор, оставил Лермонтова умирать под дождем и помчался в Пятигорск за помощью к тем, кто его нанимал… Поэтому и врача, и кареты на месте «дуэли» не было, поэтому «секунданты» спорили, кто с кем и на чем ехал к месту дуэли, и не могли решить, кто же из них был секундантом. Поэтому поэт и умирал один от потери крови несколько часов, и приехавший за ним слуга Христофор Сванидзе уверял, что Лермонтов умер по дороге в Пятигорск, когда его перевозили на простой телеге… А совсем замять дело, назвав смерть случайной от пули горца, не удалось: нашелся свидетель… Свидетельствовали и следы: примятая трава, где упал поэт, и след дрожек на тропинке (на них приехал Мартынов). Никаких иных следов не было, в том числе и четверых секундантов… Если продолжать приводить аргументы, то придется пересказать всю книгу…
- Интригующе. Развенчивая миф о «вздорном характере поэта», вы убедительно показываете показать его истоки.
- Об этом предупреждал нас сам поэт: «Настанет день… И миром осужденный»…Я с карандашом в руках перечитала поэзию Лермонтова, чтобы его слова, а известно, он многое предвидел в своей судьбе, были свидетельством, а не измышления тех, кто его ненавидел или просто хотел погреться возе имени поэта.
Не могла умолчать и об истинной роли царя в судьбе поэта, который его патологически ненавидел, сопоставляя известные факты, мнения и свидетельства современников Лермонтова.
- Вы пишете, что Лермонтов был загнан судьбой в очерченный для него круг. Как это понимать?
- Об этом свидетельствует вся жизнь поэта: смерть матери, распри бабушки с отцом, сиротство, болезнь. Благородный пансион был прекрасным учебным заведением, Лермонтов начал учиться, его превратили к гимназию; поступил в Московский университет – новая история, пришлось оставить. Школа подпрапорщиков тоже была приличным, приравненным к университету учебным заведением, но во время учебы Лермонтова это было закрытое заведение, в котором запрещалось даже книги читать!
Защитил Пушкина – сослали на Кавказ, в действующую армию. Убийцу Пушкина отпустили с миром в родные пенаты – с приобретенным папашей и женой, свояченицей Пушкина. А Лермонтова – за стихотворение – на смерть… Дуэли были делом обыкновенным и, несмотря на дуэльный кодекс, никого не наказывали. Кроме Лермонтова. После дуэли с сыном французского посланника Эрнестом Барантом, когда раненный шпагой француза поэт выстрелил в воздух, его снова отправили на войну. А он защищал честь русского офицера… Бывалые вояки восхищались храбростью Лермонтова в бою, командование представляло его к заслуженным наградам – а его вычеркивали из списков… Все начавшие служить в гвардии с Лермонтовым давно ушли в отставку, а его не пускали. Хотя не в имении стремился сидеть, а писать роман из истории России… Этого, наверное, и боялись…Не любят умных людей в Отечестве нашем… Все его – вольно или невольно — предавали, кроме бабушки: Варенька вышла замуж, один друг, Столыпин-Монго, предал даже память его, другой друг, однокашник Мартынов, убил… Разве это не судьба?
- А о каких тайнах творчества в книге идет речь?
- О ясновидении Лермонтова, о его предсказаниях и своей судьбы, и судьбы России. О том, что он умел ненавидеть из любви. Анализируя творчество поэта, пытаюсь объяснить, почему он не боялся «довременного конца», почему все его стихотворения пронизаны «пророческой тоской», каково ему, небожителю, было в земном изгнании…
- Трудно, наверное, было найти канву для такого обширного материала?
- Я начала писать о Лермонтове в 2000 году, сначала для одного еженедельника, потом для книги в издательстве «Дрофа». И даже когда не писала, все время думала о ней. Дополняла, уточняла. Поняла, что в таком сложном деле без элементов «детективного сюжета» и моих лирических отступлений не обойтись. Книга написана на основе писем современников, творчества поэта и работ современных лермонтоведов и экспертов.
- Нина Николаевна, книга отдана в издательство, а дальше какие планы?
— Одновременно с книгой о Лермонтове я закончила повесть «Недолюбленная дочь». Сейчас занимаюсь поиском издательства. Тема повести меня мучила всю жизнь. Все проблемы в жизни моей героини происходят от того, что ее не любила мать. И всю жизнь, с самого детства до глубокой зрелости, она мечтала встретить того, кто отогреет ее душу, подарит ей теплоту любви. Понятно, это должен быть мужчина. От несоответствия мечты и действительности она много страдала. И, конечно, размышляла о жизни. Поздно, но поняла, что жизнь больше ожидания любви. И самый главный итог ее размышлений и самокопаний: ее всегда любил Тот, у Которого любви хватает на всех. Просто мы сами, гоняясь за призрачной мечтой, бываем не в состоянии оценить этот дар.
Сейчас я переболела и этой книгой. Тема будоражит, не дает спокойно жить, пока ты погружен в нее. Поставлена последняя точка – и наступает покой. Теперь я размышляя о том, как написать о Наталье Гончаровой, сыгравшей роль Шамаханской царицы в судьбе Пушкина.