Не все "крепкие хозяйственники" смогли вырваться из плена стереотипов
Индустриализация в нашем отечестве в 30-е годы начиналась резво, на первом этапе шла удивительно быстро и в целом успешно. Одной из ее главных движущих сил были молодые «красные директора». Наиболее талантливые из них росли, становились наркомами, уходили в большую политику. Вспомним Косыгина, Яковлева, Лихачева, Устинова, Зверева… Кто-то, напротив, по тем или иным причинам сходил с дистанции.
А потом утвердилась традиция: руководитель предприятия, единожды заняв кресло, тянул лямку до пенсии, а то и вовсе до гробовой доски. К чему это привело, хорошо известно: промышленность свернула с магистрального пути мирового технического прогресса и потихоньку двинулась, образно говоря, по ржавеющей узкоколейке.
Когда к власти в России пришли люди, понявшие, что медленно плетущийся локомотив экономики может добраться только до тупика, стало ясно, что пришло время напрягать мозги, чтобы не упустить последний шанс и освоить новые технологии. Призыв этот услышали, но, скажем откровенно, не все. Немалая часть «крепких хозяйственников» оказалась не в состоянии сломать десятилетиями сложившиеся стереотипы, перевести свои предприятия на инновационные рельсы. Неудивительно, что иные из «героев вчерашнего дня» держатся за свои кресла обеими руками, невзирая ни на что. Типичная в этом плане ситуация сложилась в оптической отрасли. Речь идет в первую очередь о бывшем гендиректоре Красногорского завода имени С.А.Зверева Валерии Жигуличе.
Как известно, характерной чертой советской промышленности было наличие разбросанных по всей стране однородных предприятий, особенно оборонной направленности: в дефицитной экономике заводы-близнецы друг другу не конкуренты.
Сегодня пришло время ликвидировать «параллелизм», объединять однопрофильные предприятия либо специализировать их. Вот и в оптической промышленности решено было создать холдинг для консолидации производственных и интеллектуальных потенциалов. Вместе проще решать задачи завоевания новых рынков, обеспечивать страну качественной высокотехнологичной продукцией.
Важное место в новой структуре отводилось Красногорскому заводу имени Зверева. Завод во многом уникален. В свое время он был известен широкой публике лишь малой частью своей продукции – популярными фотоаппаратами «Зоркий». Между тем предприятие специализировалось на разработке и производстве космической и авиационной аппаратуры, выполняло работы по созданию оптико-электронных комплексов контроля космического пространства. Кроме того, завод разрабатывал и производил оптико-электронные устройства для бронетанковой техники, прицелы для стрелкового и охотничьего оружия, медицинскую аппаратуру и многое другое.
В рамках холдинга на базе завода решено было сформировать научно-производственный центр. Собственно говоря, такой центр федерального, подчеркнем, значения был создан еще в 2004 году, однако вскоре КМЗ возглавил Жигулич, и уже к 2010 году под его руководством еще недавно успешное и перспективное предприятие не смогло подтвердить данный статус. Король оказался голым.
Что же произошло? Об этом говорят итоги независимого аудита, проведенного в начале прошлого года. Выдержки из заключения аудиторов будут понятны каждому и без комментариев: «Неэффективное управление предприятием привело к негативной динамике многих ключевых показателей финансово-хозяйственной деятельности за 2007–2010 гг.». «Сумма задолженности по налогам, сборам и перед государственными внебюджетными фондами по итогам 2010 года составила 1150,3 млн. руб.». «Существенный объем задолженности по налогам и сборам (до 30% от объема реализации)… может привести к банкротству предприятия». «Руководством предприятия… практически не проводится работа по реструктуризации предприятия, направленная на всестороннюю модернизацию производства, повышение эффективности управления бизнесом и активами КМЗ, улучшение инвестиционного потенциала». «Крайне низкая доля инновационной продукции в 2010 г. – 7,5%».
Как обычно поступает собственник промышленного актива, ознакомившись с такими выводами аудита? Меняет руководство. Что и было незамедлительно сделано с соблюдением всех надлежащих процедур.
Однако освобожденный от должности директор предприятия Валерий Жигулич с такой постановкой вопроса категорически не согласился. Будучи не в состоянии опровергнуть прискорбные итоги своей деятельности, он, по сути, перешел к шантажу, стал запугивать не только местные, но и федеральные власти «волнениями среди трудового коллектива», а сам коллектив «потрясениями», которыми якобы чревата его отставка. Словно в королевстве кривых зеркал, как истинный пролетарий, директор пошел искать защиты… у профсоюза. Впрочем, это тоже не новость: с некоторых пор иные профбоссы успешно осваивают опыт заокеанских коллег, предпочитавших всем цветам желтый.
В итоге председатель профкома Красногорского завода Владимир Белозеров пишет письмо в защиту директора Жигулича президенту России Дмитрию Медведеву. Правда, первым на это письмо отреагировали не власти, а сами члены трудового коллектива. По сути, мнение рядовых членов профсоюза выложил в Мировую паутину один из заводчан: «Когда профсоюзные руководители... начинают так рьяно защищать работодателя, то этот факт означает лишь то, что верхушка профсоюза куплена на корню и отныне не работает на интересы трудящихся, а только на свой карман, за свои теплые места».
Сугубо корпоративную процедуру Жигулич и его окружение решили вынести на суд общественности и превратили в фарс. Конфликт выплеснулся на страницы газет, распространился в Интернете. Понятно, если деньги есть, статью в каком-нибудь малотиражном листке можно проплатить, а вот что с Интернетом-то делать? Между тем свой портал теперь имеется в любом городе, есть он и в небольшом Красногорске, где все друг друга знают.
Социально активные и хорошо знающие Жигулича земляки не замедлили принять участие в обсуждении случившейся с ним незадачи. Приведем лишь одну цитату, да и то с купюрами – участники дискуссии порой не отличались сдержанностью: «Давно пора этого... Жигулича гнать с завода, который он фактически угробил! Абсолютно не разбирающийся в экономике, самодур и хам высшей пробы… Раздал заводские площади, угробил цеха, инженерный корпус, развалил, а не умножил производство… И защищают его как раз те, кто хорошо поимел с этого завода. И в свойственной им манере обмазывают грязью того, кто наконец-то вознамерился Жигулича убрать!»
И чем закончился весь этот шум? А тем, что в ходе повторного голосования, проведенного в сентябре 2011 года, Жигулич едва набрал 3% голосов «за».
Теперь у оставшегося не у дел руководителя будет больше времени на досуг. Возможно, он хоть и с опозданием, но задумается над судьбами сотен высококлассных специалистов, которых выдавливали и по любым поводам увольняли с завода в бытность его директором.
Письмом в адрес президента и пиар-кампанией Жигулич и его окружение не ограничились. В конфликт были вовлечены судебные органы. Их недавнее решение и стало поводом для возвращения к этой странной истории. 23 января с.г. суд подтвердил законность освобождения Жигулича от руководства Красногорским заводом и, хочется верить, наконец-то поставил жирную точку в этой затянувшейся истории.
Руководство холдинга «Оптические системы и технологии» считает одной из своих главных задач возрождение Красногорского завода имени С.А.Зверева, возвращение ему прежней репутации. Несомненно, у предприятия большие и ясные перспективы, чего не скажешь о его бывшем руководителе.
Более того, как говорят, накануне увольнения директор оборонного предприятия Жигулич решением компетентных органов был лишен допуска к проведению работ по оборонной тематике. А это – окончательный приговор профессионально непригодному оружейнику. Случай беспрецедентный в оборонно-промышленном комплексе. Но это уже другая история.
Из всей этой истории вывод нужно сделать простой: современную инновационную и высокотехнологичную экономику способны продвигать только адекватные и должным образом подготовленные кадры, будь то рядовые специалисты или тем более руководители.
С. Киселев. 16.03.2012 г
Подробнее: http://www.ng.ru/regions/2012-03-16/6_mirrors.html