Алексей Воронцов: "Нам предстоит расплачиваться за ошибки прошлых лет"
Московская область меняет градостроительную политику. О грядущих переменах, новой стратегии жилищного строительства и появлении своих "мини-Сити" в райцентрах области - в интервью главного архитектора Подмосковья Алексея Воронцова сетевому изданию "Большой город"
- Новый Генплан Московской области должен быть готов в следующем году. Чем он будет принципиально отличаться от прошлого?
- Правильнее называть этот документ не Генпланом, а схемой территориального планирования. В Московской области она действует с 2007 года – именно тогда был принят последний, самый современный ее вариант. Не могу сказать, что новая версия будет принципиально другой. Это долгосрочная концепция развития Подмосковья, рассчитанная на 20 лет. Тем не менее, уже сейчас возникла необходимость внести в нее некоторые изменения.
- Почему?
- Сменилась администрация, произошли изменения в градостроительной политике, мы разработали новые региональные градостроительные нормативы, которые правительство области утвердило в июне этого года. Изменения нужны для соблюдения баланса численности населения в области и увеличения количества рабочих мест.
Подмосковью сейчас нужно порядка двух миллионов рабочих мест. Для того чтобы они появились, необходимо найти довольно большие земельные участки для создания новых производств, а главное – инвесторов, которые будут вкладывать деньги в долгосрочные проекты, например, строительство промышленных предприятий. В нынешние времена это непростая задача.
- В прошлом году было объявлено о том, что в Подмосковье будет построено несколько деловых центров в Одинцово, Красногорске, Железнодорожном. Кризис не отменил эти планы?
- Министерство инвестиций и инноваций Московской области как раз сейчас плотно занимается подготовкой такого проекта в Одинцово. Готовится несколько предложений от разных инвесторов, предположительно, там будет построен многофункциональный комплекс, включающий не только офисы и торговые площади, но и жилье, такой "мини-Сити". К концу году должен определиться победитель, сроки строительства и стоимость проекта.
Еще один такой центр появится в Котельниках, рядом с новым транспортно-пересадочным узлом. Это ведь средоточие огромного количества людей: там пересекаются линии метро и трамвайные линии из Железнодорожного через Балашиху в Люберцы, а также больше двухсот автобусных маршрутов. Пассажирский терминал будет размещаться с двух сторон Новорязанского шоссе, что позволит аккумулировать транспортные потоки в обоих направлениях.
- В Москве сейчас переизбыток офисов. Огромные площади, в том числе, в Сити, пустуют. Есть ли необходимость в строительстве новых деловых центров рядом со столицей?
- Инвесторы активно участвуют в конкурсе, значит, проект имеет экономический смысл. Я сейчас говорю конкретно про Одинцово, потому что там процесс идет быстрее всего, но, думаю, что и в других городах эти центры будут востребованы. Они рассчитаны на будущие, а не на текущие потребности. Трудные времена проходят, экономический спад сменяется экономическим ростом. Когда этот рост начнется, нужны будут офисы, новые рабочие места, над созданием которых мы сейчас работаем.
И потом, нужно отдавать себе отчет, что, где и зачем ты строишь. Понятно, что пятизвездочная гостиница в Котельниках никому не нужна, как и офисы класса А. Вместо этого нужно создавать поливалентные пространства, которые будут универсальными, то есть смогут легко трансформироваться в зависимости от потребностей рынка. Иными словами, салон красоты условно может превратиться в супермаркет или мастерскую по пошиву одежды. Конечно, сейчас некоторые нормативы, например, пожарные, этому препятствуют, но такие пространства возможно согласовать, если грамотно их спроектировать.
То же самое и с жильем: в каждом доме должны быть секции, которые можно трансформировать в зависимости от рыночной ситуации, то есть нарезать много маленьких квартир или делить это пространство на несколько больших. Фасады можно менять хоть каждый год: они перестали быть несущими частями зданиям, перекрытия на них не опираются. То есть идея здания-конструктора – это не утопия, она вполне реалистична, и мне кажется, это хорошее решение для сегодняшнего дня.
- Московская область – лидер по темпам и объемам строительства жилья в стране. Но социальной инфраструктуры и рабочих мест при этом остро не хватает. Как решается эта проблема?
- Это большая беда Подмосковья, вы правы. Мы пытаемся закладывать эту проблему в генпланы городских и сельских поселений. На сегодняшний день утверждено уже 76 таких документов, но почти все они нуждаются в корректировке. Остальные генпланы, заказанные муниципальными образованиями, пока на стадии разработки.
В 2015-2016 годах они будут завершены и составят единую схему территориального планирования Московской области. В ней будут заложены нормативы по количеству садов, школ, больниц, дорожно-уличных сетей, которые помогут со временем выровнять существующий сегодня дисбаланс.
Нам всем предстоит расплачиваться за ошибки прошлых лет, когда строили только жилье и больше ничего, но другого выхода нет. Сегодня вовсе не обязательно строить 17-этажные дома, тем более что в Подмосковье действует мораторий на высотное строительство. В исторических городах вроде Звенигорода или Зарайска запрещено строить здания выше девяти этажей.
Основные объемы жилья должно составлять среднеэтажное строительство. В поселках городского типа – танухаусы и секционные малоэтажные дома без лифта, что сделает это жилье доступным. В Англии, Франции, Германии лифт – это роскошь. Мы тоже должны это понимать.
- В чем смысл недавно утвержденной программы "Новый облик городов Подмосковья"?
- Мы разработали концепцию обновления 56 городов Подмосковья. Главная задача – формирование пешеходных зон и кварталов в этих городах. Облик ведь начинается с правильно составленного генплана и продуманных архитектурных решений по отдельным зданиям.
Каждый город должен иметь свое лицо, то есть знаковое общественное пространство. Губернатор Андрей Воробьев поставил перед нами такую задачу в конце прошлого года, и мы сейчас над ней работаем. Уже готовы методические рекомендации по формированию пешеходных зон для всех городов – там проводились общественные слушания, конкурсы.
В ряде городов эта работа велась долгие годы, поэтому и результат лучше. Коломна – наиболее успешный пример, потому что там перемены происходят уже 15 лет, в течение которых разрабатывалась проектная документация, а городской голова поддерживал главного архитектора. Не дожидаясь приказа сверху, власти и бизнес начали приводить в порядок центральную часть города. Сегодня это место притяжения туристов. Там есть и музеи, и рестораны, и много всего интересного. Не хватает только гостиниц.
- По какому принципу были отобраны эти 56 городов?
Мы выбрали города с наибольшим культурным, историческим и, что важно, экономическим потенциалом. Пешеходная улица – это зона экономической активности. Когда такие зоны появляются, власть дает сигнал инвесторам, что сюда можно приходить и развивать мелкий бизнес: открыть кафе, ателье или парикмахерскую. Сейчас их страшно не хватает, но они не могут возникнуть на пустом месте.
Я недавно был в Риме, и на меня произвело огромное впечатление, что в самом центре города по соседству с бутиками и дорогими ресторанами расположены маленькие мастерские, где люди делают что-то своими руками. Такие мастерские должны появиться и в наших подмосковных городах, на новых пешеходных улицах. Малый бизнес – это основа любой экономики.
- В каких городах дела в этом смысле обстоят лучше всего?
- Коломна, Видное, Сергиев Посад – там было очень много сделано в этом году и в предыдущие. Города зажили новой жизнью.
- В Москве с 2016 года прекратится строительство панельных и блочных домов старых серий. Сейчас идет разработка нового типового жилья. Московская область последует примеру столицы?
Мы тоже разработали методические рекомендации по строительству типового жилья нового поколения. Отдельные застройщики уже используют каркасно-панельные схемы, навесные панели, современные технологии строительства.
Обязать всех переходить на новые стандарты мы пока не можем. Но буквально на днях должны произойти важные структурные изменения: значительная часть полномочий муниципальных образований в части градостроительства и архитектуры будут переданы на уровень субъекта, то есть области. Это значит, что мы превратим все наши методические рекомендации, которые сегодня не обязательны к исполнению, в нормы.
Игнорировать их уже никто не сможет. Каждый проект обязательно нужно будет предоставлять на Архитектурную комиссию Московской области, как это сейчас происходит в Москве. Надеюсь, что после этого ситуация в области изменится к лучшему, и мы избавим себя от появления новых уродств.
- Старых тоже достаточно. Что вас самого больше всего раздражает в Подмосковье?
- Многое, но больше всего – поселки с дворцами феодалов на 15 сотках. Я когда их вижу, вспоминаю историю небезызвестного министра финансов Франции Николя Фуке, построившего себе дворец в Во-ле-Виконт. Людовик XIV, увидев эту неслыханную роскошь, посадил министра в тюрьму.
Текст: Ольга Мамаева
http://bg.ru/architecture/nam_predstoit_rasplachivatsja_za_oshibki_proshlyh-22034/
- Новый Генплан Московской области должен быть готов в следующем году. Чем он будет принципиально отличаться от прошлого?
- Правильнее называть этот документ не Генпланом, а схемой территориального планирования. В Московской области она действует с 2007 года – именно тогда был принят последний, самый современный ее вариант. Не могу сказать, что новая версия будет принципиально другой. Это долгосрочная концепция развития Подмосковья, рассчитанная на 20 лет. Тем не менее, уже сейчас возникла необходимость внести в нее некоторые изменения.
- Почему?
- Сменилась администрация, произошли изменения в градостроительной политике, мы разработали новые региональные градостроительные нормативы, которые правительство области утвердило в июне этого года. Изменения нужны для соблюдения баланса численности населения в области и увеличения количества рабочих мест.
Подмосковью сейчас нужно порядка двух миллионов рабочих мест. Для того чтобы они появились, необходимо найти довольно большие земельные участки для создания новых производств, а главное – инвесторов, которые будут вкладывать деньги в долгосрочные проекты, например, строительство промышленных предприятий. В нынешние времена это непростая задача.
- В прошлом году было объявлено о том, что в Подмосковье будет построено несколько деловых центров в Одинцово, Красногорске, Железнодорожном. Кризис не отменил эти планы?
- Министерство инвестиций и инноваций Московской области как раз сейчас плотно занимается подготовкой такого проекта в Одинцово. Готовится несколько предложений от разных инвесторов, предположительно, там будет построен многофункциональный комплекс, включающий не только офисы и торговые площади, но и жилье, такой "мини-Сити". К концу году должен определиться победитель, сроки строительства и стоимость проекта.
Еще один такой центр появится в Котельниках, рядом с новым транспортно-пересадочным узлом. Это ведь средоточие огромного количества людей: там пересекаются линии метро и трамвайные линии из Железнодорожного через Балашиху в Люберцы, а также больше двухсот автобусных маршрутов. Пассажирский терминал будет размещаться с двух сторон Новорязанского шоссе, что позволит аккумулировать транспортные потоки в обоих направлениях.
- В Москве сейчас переизбыток офисов. Огромные площади, в том числе, в Сити, пустуют. Есть ли необходимость в строительстве новых деловых центров рядом со столицей?
- Инвесторы активно участвуют в конкурсе, значит, проект имеет экономический смысл. Я сейчас говорю конкретно про Одинцово, потому что там процесс идет быстрее всего, но, думаю, что и в других городах эти центры будут востребованы. Они рассчитаны на будущие, а не на текущие потребности. Трудные времена проходят, экономический спад сменяется экономическим ростом. Когда этот рост начнется, нужны будут офисы, новые рабочие места, над созданием которых мы сейчас работаем.
И потом, нужно отдавать себе отчет, что, где и зачем ты строишь. Понятно, что пятизвездочная гостиница в Котельниках никому не нужна, как и офисы класса А. Вместо этого нужно создавать поливалентные пространства, которые будут универсальными, то есть смогут легко трансформироваться в зависимости от потребностей рынка. Иными словами, салон красоты условно может превратиться в супермаркет или мастерскую по пошиву одежды. Конечно, сейчас некоторые нормативы, например, пожарные, этому препятствуют, но такие пространства возможно согласовать, если грамотно их спроектировать.
То же самое и с жильем: в каждом доме должны быть секции, которые можно трансформировать в зависимости от рыночной ситуации, то есть нарезать много маленьких квартир или делить это пространство на несколько больших. Фасады можно менять хоть каждый год: они перестали быть несущими частями зданиям, перекрытия на них не опираются. То есть идея здания-конструктора – это не утопия, она вполне реалистична, и мне кажется, это хорошее решение для сегодняшнего дня.
- Московская область – лидер по темпам и объемам строительства жилья в стране. Но социальной инфраструктуры и рабочих мест при этом остро не хватает. Как решается эта проблема?
- Это большая беда Подмосковья, вы правы. Мы пытаемся закладывать эту проблему в генпланы городских и сельских поселений. На сегодняшний день утверждено уже 76 таких документов, но почти все они нуждаются в корректировке. Остальные генпланы, заказанные муниципальными образованиями, пока на стадии разработки.
В 2015-2016 годах они будут завершены и составят единую схему территориального планирования Московской области. В ней будут заложены нормативы по количеству садов, школ, больниц, дорожно-уличных сетей, которые помогут со временем выровнять существующий сегодня дисбаланс.
Нам всем предстоит расплачиваться за ошибки прошлых лет, когда строили только жилье и больше ничего, но другого выхода нет. Сегодня вовсе не обязательно строить 17-этажные дома, тем более что в Подмосковье действует мораторий на высотное строительство. В исторических городах вроде Звенигорода или Зарайска запрещено строить здания выше девяти этажей.
Основные объемы жилья должно составлять среднеэтажное строительство. В поселках городского типа – танухаусы и секционные малоэтажные дома без лифта, что сделает это жилье доступным. В Англии, Франции, Германии лифт – это роскошь. Мы тоже должны это понимать.
- В чем смысл недавно утвержденной программы "Новый облик городов Подмосковья"?
- Мы разработали концепцию обновления 56 городов Подмосковья. Главная задача – формирование пешеходных зон и кварталов в этих городах. Облик ведь начинается с правильно составленного генплана и продуманных архитектурных решений по отдельным зданиям.
Каждый город должен иметь свое лицо, то есть знаковое общественное пространство. Губернатор Андрей Воробьев поставил перед нами такую задачу в конце прошлого года, и мы сейчас над ней работаем. Уже готовы методические рекомендации по формированию пешеходных зон для всех городов – там проводились общественные слушания, конкурсы.
В ряде городов эта работа велась долгие годы, поэтому и результат лучше. Коломна – наиболее успешный пример, потому что там перемены происходят уже 15 лет, в течение которых разрабатывалась проектная документация, а городской голова поддерживал главного архитектора. Не дожидаясь приказа сверху, власти и бизнес начали приводить в порядок центральную часть города. Сегодня это место притяжения туристов. Там есть и музеи, и рестораны, и много всего интересного. Не хватает только гостиниц.
- По какому принципу были отобраны эти 56 городов?
Мы выбрали города с наибольшим культурным, историческим и, что важно, экономическим потенциалом. Пешеходная улица – это зона экономической активности. Когда такие зоны появляются, власть дает сигнал инвесторам, что сюда можно приходить и развивать мелкий бизнес: открыть кафе, ателье или парикмахерскую. Сейчас их страшно не хватает, но они не могут возникнуть на пустом месте.
Я недавно был в Риме, и на меня произвело огромное впечатление, что в самом центре города по соседству с бутиками и дорогими ресторанами расположены маленькие мастерские, где люди делают что-то своими руками. Такие мастерские должны появиться и в наших подмосковных городах, на новых пешеходных улицах. Малый бизнес – это основа любой экономики.
- В каких городах дела в этом смысле обстоят лучше всего?
- Коломна, Видное, Сергиев Посад – там было очень много сделано в этом году и в предыдущие. Города зажили новой жизнью.
- В Москве с 2016 года прекратится строительство панельных и блочных домов старых серий. Сейчас идет разработка нового типового жилья. Московская область последует примеру столицы?
Мы тоже разработали методические рекомендации по строительству типового жилья нового поколения. Отдельные застройщики уже используют каркасно-панельные схемы, навесные панели, современные технологии строительства.
Обязать всех переходить на новые стандарты мы пока не можем. Но буквально на днях должны произойти важные структурные изменения: значительная часть полномочий муниципальных образований в части градостроительства и архитектуры будут переданы на уровень субъекта, то есть области. Это значит, что мы превратим все наши методические рекомендации, которые сегодня не обязательны к исполнению, в нормы.
Игнорировать их уже никто не сможет. Каждый проект обязательно нужно будет предоставлять на Архитектурную комиссию Московской области, как это сейчас происходит в Москве. Надеюсь, что после этого ситуация в области изменится к лучшему, и мы избавим себя от появления новых уродств.
- Старых тоже достаточно. Что вас самого больше всего раздражает в Подмосковье?
- Многое, но больше всего – поселки с дворцами феодалов на 15 сотках. Я когда их вижу, вспоминаю историю небезызвестного министра финансов Франции Николя Фуке, построившего себе дворец в Во-ле-Виконт. Людовик XIV, увидев эту неслыханную роскошь, посадил министра в тюрьму.
Текст: Ольга Мамаева
http://bg.ru/architecture/nam_predstoit_rasplachivatsja_za_oshibki_proshlyh-22034/
Добавил(а) Dinka / 23.11.2024 в 11:22 / Просмотров: 1288 / Что пишут?