МК:Все включены
Впервые в обычных школах появились классы для «особенных» детей
Огромные букеты, белые банты, немножко застенчивые, в новенькой школьной форме — с виду обычные дети. Вот только количество учеников в классе удивляет — всего 13 человек. «Это особые детки, у каждого есть определенные проблемы со здоровьем, поэтому им нужно больше внимания педагога», — объясняет такую миниатюрность экспериментального класса директор красногорской школы №3 Ирина Кулешова.
В этом году в подмосковных школах впервые появились специальные первые классы, где «особенные» дети будут учиться в обычных муниципальных школах. Речь пока не идет об инклюзивном обучении, но это первый шаг к нему. В федеральном проекте в числе первопроходцев участвуют 5 подмосковных школ: из Домодедова, Электростали, Реутова, Щелкова и Красногорска. Именно в красногорской школе на торжественной линейке в День знаний побывали корреспонденты «МК».
«Дети могут быть очень жестоки, — рассказывает Наталья. — Моя дочка заикается, плюс не все звуки выговаривает, когда мы попытались отдать ее в подготовительный класс в Павшинской пойме, по соседству с домом, там над ней стали смеяться. Я не знала, что делать. Страшно переживала... Врачи посоветовали отдать дочку в логопедический класс, но в области таких нет совсем, да и в Москве считаные единицы. Например, в Печатниках, но ездить туда из Павшинской поймы — это даже взрослому не под силу».
У семилетней Лизы проблемы с речью плюс дальнозоркость. В принципе ничего ужасного, но даже таких небольших отклонений в здоровье вполне достаточно, чтобы ребенок почувствовал себя неуверенно среди сверстников, стеснялся отвечать у доски. А потом одна проблема наслаивается на другую — и вот уже первоклашка теряет интерес к учебе, и на него навешивают ярлык «отстающий».
На самом деле, по свидетельству специалистов, почти каждый второй начинающий ученик имеет те или иные проблемы со здоровьем, которые мешают ему адаптироваться в школе. Задержка речевого и психического развития, слабое зрение и слух, низкие адаптивные способности — проблемы разные, поэтому каждому малышу нужен свой особый подход, индивидуальная методика обучения. Но возможно ли это в классе, где занимаются 30–40 учеников?
— В нашем экспериментальном классе с детьми на уроке помимо учителя всегда находится помощник, тьютер, например, если какому-нибудь ребенку срочно потребуется в туалет, помощник его проводит, а учитель продолжит урок, — рассказывает Ирина Кулешова. — Еще с ними занимаются логопед, дефектолог, психолог и социальный педагог. Причем с каждым по 6 часов в неделю по индивидуальным программам коррекционно-развивающих занятий.
Многие родители, конечно, в шоке, когда узнают, что их ребенок попал в коррекционный класс, но учитель первоклашек Оксана Борисовна спешит их успокоить: никакой трагедии здесь нет, просто вашим детям нужно немного больше времени и усилий, чтобы догнать в развитии своих сверстников. Она уверена, что с помощью такого мощного коллектива специалистов к окончанию начальной школы детки выровняются, тем более никаких записей об учебе в «особом» классе в личном деле школьников не останется.
— У нас пока не будет оценок, дневников и домашних заданий. Это сделано для того, чтобы защитить ребенка от родительской критики, но совсем без мотивации тоже нельзя, — рассуждает Оксана. — Иначе пропадает интерес к учебе, поэтому обязательно придумаем свою систему поощрений для них. Возможно, это будут конкурсы с призами.
Таких школ, как в Красногорске, в Подмосковье всего 5, да и по всей России — меньше сотни.
– Мы не инклюзивная школа, — подчеркивает директор. — У нас обычное общеобразовательное учреждение, но мы участвуем в апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Каждая такая школа — это отдельная творческая площадка, когда апробация методики закончится, мы поделимся своим опытом с коллегами, думаю, коррекционные классы нужно создавать во всех школах.
Школа получила 2 млн руб на обустройство безбарьерной среды, еще около 9 миллионов будет потрачено на различное коррекционное оборудование — это развивающие тренажеры, наборы для конструирования, дети смогут заниматься танцами, лепкой, росписью по дереву, пескотерапией и так далее.
«Мне кажется, мы нашли свою нишу, — рассуждает Ирина. — По соседству с нами находится медико-педагогический центр и центр социальной реабилитации несовершеннолетних. К нам часто попадают их воспитанники, матерей и отцов этих детей нередко лишают родительских прав. Это трудный контингент, но мы научились с ним работать. С другой стороны, у нас есть дети, которые из-за проблем со здоровьем находятся на удаленном обучении, и тут тоже есть свои успехи. Например, у Севы из 11-го класса снижен иммунитет, он не может посещать школу, но учится мальчик хорошо, победитель многих олимпиад. В этом году мы вновь номинировали его на губернаторскую стипендию».
Есть еще один очень важный аспект этой темы — совместное обучение здоровых и больных детей идет на пользу и тем и другим. Одни учатся толерантности, другие — правильно вести себя в социуме. В конце прошлого учебного года в этой школе педагоги и родители провели круглый стол о возможности перехода на инклюзивное обучение, тогда некоторые родители восприняли идею в штыки, грозили забрать своих детей, но пока еще никто из школы не ушел. Учителя верят, что постепенно сознание родитей изменится, они перестанут ограждать своих детей от инвалидов и видеть в них особых людей.
Елена Березина
Опубликовано в газете "Московский комсомолец" №26615 от 4 сентября 2014
Огромные букеты, белые банты, немножко застенчивые, в новенькой школьной форме — с виду обычные дети. Вот только количество учеников в классе удивляет — всего 13 человек. «Это особые детки, у каждого есть определенные проблемы со здоровьем, поэтому им нужно больше внимания педагога», — объясняет такую миниатюрность экспериментального класса директор красногорской школы №3 Ирина Кулешова.
В этом году в подмосковных школах впервые появились специальные первые классы, где «особенные» дети будут учиться в обычных муниципальных школах. Речь пока не идет об инклюзивном обучении, но это первый шаг к нему. В федеральном проекте в числе первопроходцев участвуют 5 подмосковных школ: из Домодедова, Электростали, Реутова, Щелкова и Красногорска. Именно в красногорской школе на торжественной линейке в День знаний побывали корреспонденты «МК».
«Дети могут быть очень жестоки, — рассказывает Наталья. — Моя дочка заикается, плюс не все звуки выговаривает, когда мы попытались отдать ее в подготовительный класс в Павшинской пойме, по соседству с домом, там над ней стали смеяться. Я не знала, что делать. Страшно переживала... Врачи посоветовали отдать дочку в логопедический класс, но в области таких нет совсем, да и в Москве считаные единицы. Например, в Печатниках, но ездить туда из Павшинской поймы — это даже взрослому не под силу».
У семилетней Лизы проблемы с речью плюс дальнозоркость. В принципе ничего ужасного, но даже таких небольших отклонений в здоровье вполне достаточно, чтобы ребенок почувствовал себя неуверенно среди сверстников, стеснялся отвечать у доски. А потом одна проблема наслаивается на другую — и вот уже первоклашка теряет интерес к учебе, и на него навешивают ярлык «отстающий».
На самом деле, по свидетельству специалистов, почти каждый второй начинающий ученик имеет те или иные проблемы со здоровьем, которые мешают ему адаптироваться в школе. Задержка речевого и психического развития, слабое зрение и слух, низкие адаптивные способности — проблемы разные, поэтому каждому малышу нужен свой особый подход, индивидуальная методика обучения. Но возможно ли это в классе, где занимаются 30–40 учеников?
— В нашем экспериментальном классе с детьми на уроке помимо учителя всегда находится помощник, тьютер, например, если какому-нибудь ребенку срочно потребуется в туалет, помощник его проводит, а учитель продолжит урок, — рассказывает Ирина Кулешова. — Еще с ними занимаются логопед, дефектолог, психолог и социальный педагог. Причем с каждым по 6 часов в неделю по индивидуальным программам коррекционно-развивающих занятий.
Многие родители, конечно, в шоке, когда узнают, что их ребенок попал в коррекционный класс, но учитель первоклашек Оксана Борисовна спешит их успокоить: никакой трагедии здесь нет, просто вашим детям нужно немного больше времени и усилий, чтобы догнать в развитии своих сверстников. Она уверена, что с помощью такого мощного коллектива специалистов к окончанию начальной школы детки выровняются, тем более никаких записей об учебе в «особом» классе в личном деле школьников не останется.
— У нас пока не будет оценок, дневников и домашних заданий. Это сделано для того, чтобы защитить ребенка от родительской критики, но совсем без мотивации тоже нельзя, — рассуждает Оксана. — Иначе пропадает интерес к учебе, поэтому обязательно придумаем свою систему поощрений для них. Возможно, это будут конкурсы с призами.
Таких школ, как в Красногорске, в Подмосковье всего 5, да и по всей России — меньше сотни.
– Мы не инклюзивная школа, — подчеркивает директор. — У нас обычное общеобразовательное учреждение, но мы участвуем в апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Каждая такая школа — это отдельная творческая площадка, когда апробация методики закончится, мы поделимся своим опытом с коллегами, думаю, коррекционные классы нужно создавать во всех школах.
Школа получила 2 млн руб на обустройство безбарьерной среды, еще около 9 миллионов будет потрачено на различное коррекционное оборудование — это развивающие тренажеры, наборы для конструирования, дети смогут заниматься танцами, лепкой, росписью по дереву, пескотерапией и так далее.
«Мне кажется, мы нашли свою нишу, — рассуждает Ирина. — По соседству с нами находится медико-педагогический центр и центр социальной реабилитации несовершеннолетних. К нам часто попадают их воспитанники, матерей и отцов этих детей нередко лишают родительских прав. Это трудный контингент, но мы научились с ним работать. С другой стороны, у нас есть дети, которые из-за проблем со здоровьем находятся на удаленном обучении, и тут тоже есть свои успехи. Например, у Севы из 11-го класса снижен иммунитет, он не может посещать школу, но учится мальчик хорошо, победитель многих олимпиад. В этом году мы вновь номинировали его на губернаторскую стипендию».
Есть еще один очень важный аспект этой темы — совместное обучение здоровых и больных детей идет на пользу и тем и другим. Одни учатся толерантности, другие — правильно вести себя в социуме. В конце прошлого учебного года в этой школе педагоги и родители провели круглый стол о возможности перехода на инклюзивное обучение, тогда некоторые родители восприняли идею в штыки, грозили забрать своих детей, но пока еще никто из школы не ушел. Учителя верят, что постепенно сознание родитей изменится, они перестанут ограждать своих детей от инвалидов и видеть в них особых людей.
Елена Березина
Опубликовано в газете "Московский комсомолец" №26615 от 4 сентября 2014
Добавил(а) Dinka / 23.11.2024 в 12:42 / Просмотров: 1279 / Что пишут?