Поездка по храмам Красногорского района во главе с отцом Константином Островским вызвала много размышлений и ассоциаций.
Прежде всего это не просто познавательная экскурсия, когда вместе со стрёкотом экскурсовода впитываешь разнообразную информацию, подчас ни к чему неприложимую, а потому совершенно бесполезную. Это поездка затрагивает глубоко запрятанные струны души, взывающие к вечным ценностям, добру, красоте, божественному провидению, предначертанию…По дороге к храму совершается грандиозная внутренняя работа, переоценка ценностей, похожая на подъём в гору. Пока производилась рассадка в автобус и кого-то ждали, у меня зародилось стихотворение:
Храмовая гора
Поднимем выше к праведникам взоры.
Пора взойти на Храмовую гору.
Хотя туда всегда тропа крута,
Но труд твой увенчает красота.
Взойди на гору, и тогда оттуда
Откроется немыслимое чудо.
Есть на Руси не только обелиски,-
О том звонят колокола в Ильинском.
Как лебеди плывут в лучах зари,
Поднявшись из руин монастыри.
Наш дух крепчает, в муках закалённый.
Фаворский свет нисходит с небосклона.
Пора взойти на Храмовую гору,
Чтоб Русь святая приоткрылась взору.
Наши православные предки давным давно перенесли сакральные центры в Московию , сходив во святую землю и сняв обмеры с главных христианских святынь, учредив патриаршество на Руси и с осознавая Москву третьим Римом, новым Иерусалимом, который к тому времени находился под османским владычеством. Идея небесного Иерусалима, сошедшего на русскую землю, воплощена в старинной иконописи и храмовой росписи, бережно восстанавливаемой современными реставраторами. Подобным размышлениям предаёшься, посещая обновлённые храмы, издавно украшающие нашу красногорскую землю.
В середине
семнадцатого века крепостной
архитектор Павел Потехин,
понабравшись архитектурной мудрости,
соорудил каменную церковь
в селе Никольское -Урюпино, которая
по праву считается
шедевром зодчества . В двадцатом
веке это великое
творение было на
волоске от гибели,
затушёванное прогнившими строительными лесами и окружённое беспорядочно разбросанными вокруг изувеченными надгробиями потомков владельцев
усадьбы, среди которых
было немало славных
имён, вошедших в
историю России.
Только в конце восьмидесятых годов прошлого века в храме объявились некие обитатели, которые устроили там мастерскую по изготовлению витражей , светильников и прочих подобных изделий , не заботясь ни о какой технике безопасности. Дым, копоть, сажа, вспышки электросварки. И тогда верующие решили вновь обрести утраченный храм, очистив его от скверны. Освещение церкви решено было провести в престольный праздник на Николин день 19 декабря 1990 года. Приглашена была и я, через несколько дней опубликовав в районной газете эссе под названием «Очевидное и невероятное». Зрелище, развернувшееся передо мной, было драматичным. Привожу отрывки из публикации двадцатилетней давности: «В тот вечер автобусы в Николо-Урюпино шли переполненными. Смешавшись с толпой женщин, детей, стариков пошла к церкви и я. У многих в руках были свечи. Подъехал протоиерей Александр. Он привёз иконы, ящик со свечами, святую воду. Однако церковные двери оказались на замке. Показались и милиционеры с дубинками . «Не пущать!» Народ зароптал… Стражи порядка, вооружённые дубинками, заслоняли собой храм, забаррикадированный ещё на случай штурма брёвнами, арматурой, брёвнами и досками…Сцена была библейской. Мы как бы присутствовали на заре раннего христианства, когда бесчинствовали язычники, расправляясь с первыми христианами…Народ не расходился. Сотни глаз были устремлены на отца Александра. Как он поступит? Установив иконы на карнизе, он начал освещение храма, окропив четырёхсотлетние многострадальные стены церкви святой водой. Потом началась служба. У верующих в руках были свечки. У стражей порядка наготове были дубинки. Но никто не рвался вламываться в забаррикадированное помещение. Благодать снисходила в сердца и души молящихся. Мороз крепчал, но никто его не чувствовал.» ( газета «Авангард», 12 января 1991 г.).
С наступлением весны вместе с краеведом Е.Е. Смоленским мы посетили разграбленный некрополь, кое-что сфотографировали. Картина была удручающей.
И вот теперь через двадцать лет былое кажется невероятным. Благодать вновь сошла на эту древнюю землю. Обновлённая церковь обрела великолепие, уцелевшие надгробия приведены в порядок, на плитах вновь засветились имена знаменитых людей России…
- В Красногорском районе в настоящее время насчитывается 18 приходов, - сообщил возглавлявший нашу экскурсию отец Константин (Островский),- причём новых храмов больше, чем старых.
На территории госпиталя имени Вишневского действует храм в честь епископа Луки - святого целителя, выдающегося хирурга. Храм создан по проекту архитектора Оболенского, талантливо сочетающем в своем творчестве традиции и новаторство. Елизаветинская церковь в Опалихе также является воплощением архитектурного замысла Оболенского. Зодческий талант изначально был присущ русскому народу.
Маргарита Ногтева, июнь 2011 г.