26 апреля 2013 года исполнилось 27 лет со дня тяжелейшей катастрофы – Чернобыльской.
Принятая в 2003 году резолюция ООН предлагает государствам - членам ООН ежегодно 26 апреля отмечать Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф и более активно информировать население об их последствиях для здоровья людей и состояния окружающей среды во всем мире.
В Красногорске у Поминального камня в ограде Знаменской церкви состоялась панихида по погибшим и умершим чернобыльцам. А затем – митинг у памятного знака на Красной горке, в 13.00 делегация чернобыльцев направилась на Митинское кладбище, где похоронены многие ликвидаторы чернобльской аварии. Открыл митинг глава Красногорского района Б.Рассказов. Были приглашены участники событий – члены общественной организации «Союз – Чернобыль» Красногорский отряд ликвидаторов, как их теперь называют, был одним из самых многочисленных в Припяти. Масштабы катастрофы могли стать неизмеримо большими, если бы не мужество и самоотверженные этих людей.
Евдокия Артемьевна Васильева, в 1986 году работала медсестрой в больнице при научно-исследовательском институте им. Курчатова:
Вечером
26 апреля 1986 года никого из сотрудников больницы не отпустили домой. Сказали,
что ночью ожидается прибытие большого числа раненых с ожогами. Больницу,
рассчитанную на 600 койко-мест, экстренно готовили к приему пострадавших.
Первый самолет доставил больных в 4 часа утра следующего дня, их было 27
человек, молодые, веселые ребята, которые еще не осознавали, зачем их доставили
в больницу, ведь они хорошо себя чувствовали. Был среди них и Телятников. А через четыре дня все они умерли в тех же
самых палатах.
Затем были еще сотни таких же. Четыре дня я вообще не выходила из больницы. Врачи в операционных падали в обморок от усталости, умирали прямо на рабочем мести от полученной дозы радиации. То, что тогда совершили врачи, – за гранью человеческих возможностей, это был гражданский подвиг.
Потом я 7 месяцев лечилась от лучевой болезни, перенесла множество операций, но выжила.
Коликов Александр Петрович, ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС,: Прибыли на станцию 1 июня 1986 года в составе группы из 11 сотрудников Министерства топливной энергетики.
Мне
пришлось вести работы по устройству бетонной плиты под реактором. Проектировал
и монтировал эту бетонную плиту и специальное укрытие над реактором. Была
реальная опасность, что топливо, которое находилось в разрушенном реакторе,
прожжет бетонное основание и попадет в грунтовые воды. Приходилось работать в
авральном режиме. Вместе с коллегами прямо на месте разрабатывали проект,
посменно оставаясь на станции. Каждая смена длилась 3 часа.
Командировка продолжалась 12 дней. Все дни светило яркое солнце, цвели сады –
не верилось в смерть, а – невидимая, ведь у радиации нет ни запаха, ни цвета -
была повсюду. Нас предупреждали, что по траве ходить нельзя, только по
асфальту, который обрабатывали составом каждый час.
Вернувшись домой, я еще долго не мог ходить по траве. И помнится, как все дни, пока работал на станции, ощущал приторно-сладковатый привкус во рту. Мне кажется, что это был вкус радиации.
Всего в Красногорском районе сейчас проживают около 1 тыс. человек, пострадавших от радиационных аварий и катастроф. Это участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции; переселенцы с территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению; ликвидаторы последствий аварии на производственном объединении «Маяк»; ветераны подразделения особого риска; граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.