RSS
КВ: О миграционном учете, «резиновых» квартирах и загранпаспортах

Указом президента России от 19 июля 2004 года было утверждено положение
о Федеральной миграционной службе, входящей в систему МВД России,
определены ее задачи и полномочия. С 1 января 2006 года во всех субъектах РФ были образованы территориальные органы ФМС России, в частности в Московской области – Управление ФМС России по Московской области, в структуру которого
вошли территориальные подразделения, расположенные в каждом административном районе. Сама же миграционная служба была создана более 20 лет назад.
Какие изменения произошли за это время в организации работы ведомства,
какие приоритеты сейчас стоят перед службой?
С этих вопросов началось интервью с начальником отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Московской области по Красногорскому району
Андреем Юрьевичем БУРКОВЫМ.

– В советский период нашего государства вопросами паспортно-визовой работы и регистрационного учета занимались подразделения паспортно-визовой службы министерства внутренних дел. Распад СССР, проведение реформ породили проблемы социально-экономического и политического характера, одной из которых стала миграция.
В 1992 году указом президента РФ была образована Федеральная миграционная служба России. С 2012 года Федеральная миграционная служба напрямую подчинена правительству РФ.
Приоритетными в нашей работе назову контрольно-надзорную деятельность, противодействие нелегальной миграции, доступность и повышение качества оказания государственных услуг.
– Андрей Юрьевич, каково на сегодня состояние дел в миграционном плане, поток иностранных граждан схлынул или, наоборот, к нам стало их приезжать больше?
– В настоящее время на учете состоит примерно 56 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства. Почему примерно? Эта цифра постоянно меняется: кто-то приезжает, кто-то выезжает – движение постоянное, которое необходимо регулярно отслеживать. В целом, на протяжении последних лет количество приезжающих в поисках работы или по другому поводу, остается на одном уровне. В основном приезжают граждане Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Армении. Чаще это «краткосрочные» мигранты, прибывающие для временного трудоустройства. В этой связи специалисты отдела уделяют особое внимание трудовой миграции, выдаче патентов.
– Все знают о патенте на изобретение. А что за патент для иностранных граждан?
– Это документ, дающий право на осуществление трудовой деятельности иностранных граждан у физических лиц в личных целях на законных основаниях. С июля 2010 года вступили в силу поправки в закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», упрощающие оформление трудовой деятельности для иностранных граждан. Отныне иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, решившие поработать по найму у физических лиц, должны покупать специальный патент. Он действует в течение года. На оформление патента уходит до 10 рабочих дней.
Если срок действия патента истек или не был оплачен налог за следующий месяц, то иностранный гражданин обязан выехать из России в течение 15 дней. Эти 15 дней он находится на территории РФ на законных основаниях.
– Немало примеров, когда иностранцы работают на строительстве частных коттеджей, дач без какого-либо оформления.
– Существует административная ответственность. Если иностранный гражданин работает у физического лица без патента, то это влечет наложение административного штрафа от 2 до 5 тыс. руб. с административным выдворением за пределы государства или без такового (ст. 18.10 КоАП РФ).
Оштрафован может быть и наниматель – физическое лицо. Хотелось бы напомнить, что административная ответственность – достаточно серьезный уровень наказания, и штрафы, которые наложены нами по постановлению, вступившему в силу, должны быть оплачены в течение 30 дней. Если этого не сделано, то
предусмотрена процедура привлечение гражданина к административной ответственности за неуплату штрафа, а это уже двойной размер, или административный арест на несколько суток.
– Нередко можно слышать недовольство, высказываемое нашими гражданами: «Самим работать негде, а тут понаехали»…
– В районе существующий миграционный поток не создает напряженности в сфере трудовых отношений: количество вакансий превышает число граждан, имеющих статус безработного. Кроме того, квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности формируется на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.
– Есть ли нововведения, касающиеся российских граждан?
– Есть. И большая часть их касается ускорения и упрощения работы ФМС с россиянами. Например, все больше наших граждан желают решать свои вопросы через Интернет, портал госуслуг. Благодаря современным электронным технологиям гражданин может дистанционно зарегистрироваться по месту пребывания. Правда, для получения российского паспорта, оформления загранпаспортов все-таки придется прийти к нам.
В настоящее время мы оказываем государственные услуги в электронном виде по семи направлениям. Это получение внутреннего и заграничного паспортов; услуги по линии адресно-справочной работы; осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации. Отмечу, что отдел УФМС России по Красногорскому району ведет активную разъяснительную работу с населением по популяризации оказания государственных услуг в электронном виде.
– Паспорт – это, как мы привыкли с советских времен, прежде всего прописка. А насколько она вообще важна в современных реалиях?
– За пережиток прошлого регистрацию по месту жительства принимать не стоит. Регистрация (ранее прописка) необходима хотя бы для соблюдения санитарных норм. У нас есть определенная законом минимальная жилплощадь на одного человека, но в то же время мы в своей практике постоянно сталкиваемся с так называемыми «резиновыми» квартирами, куда прописывают всех подряд. В одной комнате или квартире может быть зарегистрировано до 10-20 и более человек. Такой адрес попадает на заметку. Мы выносим распоряжение на внеплановую выездную проверку и проводим необходимые мероприятия по пресечению нарушений вплоть до возбуждения уголовных дел.
– Часто возникают вопросы по оформлению заграничных паспортов нового поколения.
– Ситуация с получением загранпаспортов на протяжении последнего время остается стабильно напряженной. Свою лепту в это вносит достаточно большой прирост населения. В настоящее время отдел практически на 100% укомплектован сотрудниками. Установлено современное оборудование, имеются компьютерные комплексы, введена система электронной очереди.
– Что дает электронная очередь?
– Посетители получают талон и на прием приходят в обозначенное время. Так мы решаем проблему списков, перекличек, при этом ускоряется процесс обработки документов. И если раньше на одного посетителя уходило до 30 минут, то теперь – до 15. Если нет проволочек с документами, фотографированием, время еще сокращается, в этих промежутках идет прием. В день мы пропускаем до 200 человек. Это много. Но менталитет у нашего человека таков: надо прийти заранее, потолкаться в очереди, с кем-то поспорить: «Вас здесь не стояло», потом нажаловаться, что много времени потеряно.
– Андрей Юрьевич, чем отличается биометрический паспорт от обычных загранпаспортов?
– Срок действия паспорта нового поколения 10 лет, в нем увеличено до 46 количество страниц, повышены его защищенность от подделок, достоверность при определении личности его владельца. За гражданином оставлено право выбора – оформлять паспорт со сроком действия 5 или 10 лет.
– Какие документы нужны для оформления загранпаспорта нового поколения?
– Паспорт гражданина РФ, квитанция об оплате, заявление (на одном листе с оборотом) о выдаче паспорта в двух экземплярах. Заявления, отпечатанные на двух листах, не принимаются! Не требуется копия трудовой книжки: гражданин несет персональную ответственность за достоверность указанных сведений.
Мужчины в возрасте от 18 до 27 лет должны еще представить ксерокопию военного билета с отметкой о прохождении военной службы по призыву или о признании гражданина негодным или ограниченно годным к военной службе. Не прошедшие военную службу, по желанию, могут представить справку из военного комиссариата о том, что на день подачи заявления они не призваны на военную службу или не направлены на альтернативную гражданскую службу.
Заявление и квитанцию на оплату госпошлины можно найти на сайте УФМС Московской области fmsmo.ru в разделе «Услуги населению». Там же есть и образцы заполнения документов.
– С какими «подводными камнями» можно столкнуться при заполнении заявления на оформление загранпаспорта?
– Сложностей никаких возникнуть не должно. Главное – внимательно читать, что написано под линейкой. Заполнять заявление лучше прописными (заглавными) буквами. Постарайтесь обойтись без сокращений, если сокращать все-таки приходится, используйте общепринятые формы: МО – Московская область, р-н – район, и т.д.
Имейте в виду, что необязательно отвечать на вопросы чересчур подробно. Например, указывая прежнюю фамилию, не расписывайте в связи с чем ее меняли. Достаточно назвать месяц, год и место ее смены. Сведения о трудовой деятельности необходимо представить за последние 10 лет. Если подаете документы в апреле 2014 года, то – с апреля 2004 года.
Не сокращайте названия организаций! Всякие НПЦ, ФГКУ и прочее нужно расшифровать. Обязательно указывайте адрес предприятия.
Все карьерные подвижки в рамках одного предприятия расписывать не нужно – только последнюю занимаемую должность, месяц и год приема на работу и увольнения – в соответствующих столбиках.
Если в это время вы не работали и не учились, или перерыв в работе составил более одного месяца, в столбце «должность и место работы» укажите «не работал», в столбце «адрес организации» – адрес проживания на тот момент. Это же касается неработающих пенсионеров.
Тем, кто в 10-летний период проходил срочную службу, следует обязательно указать номер и адрес воинской части, свою должность.
По новым правилам не требуется заверять заявление у работодателя. Эта строка пропускается.
Получение паспорта может быть только «первичное» или «взамен использованного», но не «в дополнение к имеющемуся» – даже если срок действия предыдущего не истек.
– Можно ли вписать в биометрический загранпаспорт ребенка?
– Это технически не предусмотрено. На ребенка оформляется отдельный загранпаспорт, на 5 или 10 лет – решать законным представителям. Для биометрического паспорта на ребенка нужно будет заполнить заявление в одном экземпляре, предоставить оригиналы свидетельства о рождении ребенка и паспорта законного представителя, квитанцию об оплате госпошлины. Если свидетельство о рождении заламинировано, его придется разламинировать. Заявление подается одним из родителей ребенка (законным представителем) по месту регистрации одного из них.
Подача документов при оформлении паспорта и получение паспорта по доверенности законом не предусмотрено.
– 10 лет – срок приличный, многое может за это время измениться. Что делать, если сменится фамилия?
– При смене имени или фамилии придется менять загранпаспорт. Так же, как и при сильном изменении внешности. На фотографии вы должны быть узнаваемы.
– Не всех устраивают сроки получения загранпаспорта. Случается, что уже путевка на руках, а паспорта нет…
– А это уже от нас не зависит. Кто теряет таким образом путевку, должен винить только себя, потому что законом предусмотрен месячный срок рассмотрения документов и выдачи паспортов. Облегчена процедура принятия документов, но внутреннее движение их остается прежним: на согласование разрешения выезда за границу, хотя введен и электронный оборот, время затрачивается значительное. Паспорт нового поколения печатается на Гознаке, где не только Московская область делает заказ. Считайте сами, сколько требуется времени.
– Чтобы совсем уйти от очередей, какие-то нововведения еще планируется?
– В отделе на прием заявлений на загранпаспорта нового поколения работает передвижной мини-комплекс. Услуга бесплатная. Выезжаем на большие предприятия. В таком случае сотрудник отлучается со своего рабочего места буквально на несколько минут. Очень удобно.
Подали заявку еще на одну биометрическую кабину, которую планируем установить в новом помещении отдела УФМС в Красногорске на ул. Ленина.
Надо все-таки отметить, что поток жалоб на работу отдела значительно сократился. Считаю это заслугой наших сотрудников, результатом их компетентности, опыта и профессионализма.
– Президент РФ высказал предложение, чтобы жители других стран пересекали нашу границу только по загранпаспортам...
– Когда иностранцы въезжают в Россию по внутреннему паспорту, им не ставится отметка о пересечении границы. Это затрудняет контроль, и с этим могут быть связаны определенные нарушения. Например, человек изменил фамилию, имя и вновь приезжает в Россию, куда ему въезд был запрещен по каким-то причинам. С заграничным паспортом пресечь такие нарушения будет проще.
Эти ограничения не коснутся граждан Белоруссии и Казахстана.
– Работа у вашей службы хоть и облегчается, но ее, отнюдь, не уменьшается…
– И остаются цели, к которым необходимо стремиться. Это реализация государственной миграционной политики на районном уровне, контроль за миграционной ситуацией, активизация контрольно-надзорной деятельности, повышение качества оказываемых населению государственных услуг.

Л.НОВИКОВА, М.САВОСИНА.
Фото Л.НОВИКОВОЙ, П.КАРЯГИНА.

Красногорские вести №54
29 апреля 2014

Добавил(а) Dinka / 22.11.2024 в 02:08 / Просмотров: 8327 / Что пишут?
КрасногорскOnline
© 2024 Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка Красногорск online обязательна. 16+