Кому платить? Или итоги лицензирования с точки зрения самих лицензируемых
В Красногорске на момент лицензирования 836 домов управлялось различными УК. Самыми крупными УК города является ООО «ДЭЗ» - 35,4% от общего количества и ООО УК «Жилищный трест и К» - 19,8% от общего количества. Также можно выделить ООО УК «Павшино» - которая управляла 90% многоквартирных домов в микрорайоне Павшинская пойма.
1 мая 2015 года лицензии не получили ряд компаний города и более 180 многоквартирных домов остались без управления – 22,3% от общего количества. Причем в Павшинской Пойме положение сложилось самое катастрофическое. Лицензию получила лишь компания ООО «Красногорье-ДЭЗ» - 10 домов в обслуживании и ООО «Свой дом» - 1 дом.
Лицензии не получили: ООО «Павшино-Сити», ООО «РЭУ Столица», ООО «Красногорское эксплуатационное управление», ООО «Алькар», ООО «МП Эксплуатация», ООО «Нормаль», ООО ЭУК «Подмосковье ЖКС» , ООО «РКХ», ООО «Вертикаль», ООО «СТЭЛ», ООО «МП Эксплуатация, ООО «Жилищный комплекс», ООО УК «Южный», ООО МКД «УК Спецмонтаж», ООО «КрУК», ООО «Аларм-Сервис». Т.е. эти компании не соответствуют лицензионным требованием, как правило, в части раскрытия информации о своей деятельности.
«С помощью лицензирования мы проведем «генеральную уборку» среди управляющих компаний. Введя лицензирование, мы пересчитаем все управляющие компании страны. Любой собственник сможет увидеть всю достоверную информацию о своей управляющей компании в специальном федеральном реестре на сайте Минстроя России» - цитата из выступления А.Чибиса.
Но генеральной уборки и тем более прозрачности в Красногорске не получилось. Все управляющие компании, не получившие заветный документ, провели процедуру регистрации «новых и чистых» компаний, особо не изменившихся ни в названиях, ни в составе учредителей и руководителей, ни в стратегии и миссии своей основной деятельности.
Вместо ООО УК «КЭУ» - ООО УК «КЭУ Красногорское»;
Вместо ООО «Вертикаль» - ООО «УК Вертикаль»;
Вместо ООО «КрУК» - ООО «Протон»,
ООО «Альтернатива –Профи»;
Вместо ООО «Павшино-Сити» - ООО «Сфера» и т.д.
Если обратиться к статистике, то количество управляющих компаний в Красногорске после «чистке» не только не уменьшилось, а наоборот, увеличилось за счет создания новых – «нулевочек» без домов.
Таким образом, лицензирование не навело порядок, а породило новые проблемы.
Первое последствие непродуманной процедуры лицензирования – резкий рост задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги. Произошло это не из-за недобросовестности жителей, а из-за неразберихи, возникшей с правом управления домом той или иной компанией. Многие жители стали получать двойные и даже тройные платежки, что привело к отказу платить вообще по каким либо квитанциям до окончательного выяснения ситуации.
По задумке администрации, все дома, управляющие компании которых не получили лицензии к 1 мая 2015 года, должны были перейти во временное управление к МУП «РСП», организации, специально созданной для этой цели. Но далеко не все прежние УК устраивала такая ситуация. Прежние УК старались остаться на жилом фонде любыми способами – от прямого отказа передавать фонд, до тихого саботажа и разбрасывания мусора на территории оппонента. Да и сам МУП «РСП» физически не смог осилить весь полученные фонд, в некоторых домах МУП до сих пор фактически так и не приступил к обслуживанию.
В итоге все это привело к непониманию, кто же управляет тем или иным домом. Причем, непонимание это продолжается до сих пор. Для примера, ситуация с конкретным домом по адресу ул. 50 лет Октября д.№ 7Б.
Управляющая компания «КЭУ» в мае 2015 года не получила лицензию. Администрация городского поселения своим Постановлением № 689 от 30.04.2015 г. предоставила с 01.05.2015 г. МУП «РСП» муниципальную преференцию на временное управление вышеуказанным домом (до 01.04.2016г.). В течение этого времени собственники должны были сами провести Собрание и выбрать управляющую компанию, но активности жители не проявили. За лето руководство ООО «КЭУ» организовывает новую «чистую» компанию ООО «КЭУ Красногорское», с тем же составом участников и тем же руководством. С 08 по 22 июля 2015 г. проводит (по крайней мере, на бумаге) общее собрание собственников в заочной форме. Согласно итоговому протоколу собрания собственниками выбрана управляющая компания «КЭУ-Красногорское», Инициатором собрания и избранным Председателем совета дома оказался сантехник, работающий в той же управляющей компании ООО «КЭУ Красногорское».
В это же время (01.10.2015г.) администрация городского поселения выставляет данный дом на конкурс по выбору управляющей организации. Победителем данного конкурса объявляется МУП «РСП». За все это время специалисты МУП «РСП» вообще ни разу не появлялись даже рядом с этим домом. Но дом эксплуатируется, коммунальные ресурсы поставляются, платежки выставляются и от ООО «КЭУ» (уже и обанкротившейся и лишенной лицензии) и от ООО «КЭУ Красногорское».
У собственников данного дома возникает закономерный вопрос – кому платить? С данным вопросом жители этого дома (среди них есть и действующий депутат Красногорского района) обращаются в администрацию. Но и администрация не может дать однозначный ответ на этот вопрос. Разбирательство продолжается, долги растут.
В итоге собственники решили разрубить этот гордиев узел, и выбрать третью управляющую компанию, не связанную ни с МУПом ни с обанкротившейся «КЭУ».
По аналогии с «КЭУ» многие переродившиеся, недобросовестные компании, пользуются неразберихой и проводят фиктивные собрания собственников с полным нарушением процедур и здравого смысла и опять выбирают себя для дальнейшего обслуживания домов.
Второй важный итог прошедшего лицензирования - обострение и без того напряженного социального и экономического положения в отрасли.
Произошел переход жилищного фонда от частных компаний, выбранных собственниками, в организации, аффилированные с местными властями.
Закон не ставит барьеры даже для тех организаций, которые никогда не работали в сфере ЖКХ и не имеют практического опыта. Самым ярким примером в Красногорске стал МУП РСП. Свою деятельность МУП начал с оттеснения и сокращения опытных и профессиональных специалистов. Управлять стали люди, которые не имели в своей жизни никакого опыта работы в отрасли ЖКХ, прошли массовые сокращения коллектива (со всеми вытекающими финансовыми обязательствами), в период отсутствия денежных средств и низкой платежной дисциплиной со стороны собственников. Многие подрядные работы были отданы аффилированным подрядчикам, была организована «карманная» компания по сбору платежей.
Введение лицензирования совпало со стартом региональных программ капремонта общего имущества МКД, что усилило негативные настроения граждан в отношении управляющих организаций и местных органов власти.
Пробелы в правовых актах, регулирующих процедуру лицензирования, привели к всплеску активности с целью передела в сфере управления многоквартирными домами, перераспределения финансовых потоков. С целью «ликвидации пробелов» в федеральном законодательстве органы местного самоуправления при попустительстве Минстроя начали выпускать собственные, «удобные» для себя, но (в нарушение Конституции РФ и ГК РФ) противоречащие федеральным правовые акты. Предложенный в настоящее время механизм лишения лицензий приведет к вытеснению с рынка малых и средних управляющих организаций, снижению конкуренции и, как следствие, к снижению качества и повышению размера платы за ЖКУ.
Наличие явного противоречия между муниципальными правовыми актами и федеральным законодательством будет стимулировать «правовой нигилизм» всех участников правоотношений в сфере ЖКХ и будет приводить к еще меньшей управляемости в отрасли, росту долгов.
ВЫВОДЫ:
1. Собственники ОБЯЗАНЫ активно включиться в работу по определению управляющей компании, которой они доверят свое общее имущество.
2. При выборе компании собственникам нужно обращать внимание не на количество дворников в штате компании, а на наличие у руководителей опыта и репутации в сфере ЖКХ.
3.Только открытость, взаимодействие с собственниками, обратная связь, наличие информации (сайт, акты выполненных работ) - залог успешной и долгосрочной работы.
4. Организации, которые не получили лицензии, находятся в стадии банкротство – не могут быть ДОБРОСОВЕСТНЫМИ И ЛОЯЛЬНЫМИ.
Минимум сведений, которыми должен располагать собственник для понимания того, что домом управляет добросовестная управляющая организация:
1. В доме было проведено общее собрание собственников. Даже если Вы (собственник) не участвовали, то Вы хотя бы слышали о его существовании, и голосовали в заочной форме.
2. У Вас на руках есть договор управления.
3. У Вас есть Совет дома и Председатель Совета. И Вы знаете этих людей.
4. Вы знаете в лицо директора, главного инженера и т.д. своей управляющей организации.
5. У управляющей организации есть сайт, на котором Вы можете ознакомиться с текущей деятельностью.
6. У Вас должна быть возможность, в случае необходимости пообщаться с руководителем организации в обязательные приемные дни.
7. У управляющей организации должны быть договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Пресс-служба УК "Авангард"
Оригинал публикации: http://uk-avangard.com/aktualno/item/30-license-uk#startOfPageId30
Справка: Первого сентября 2014 года вступил в силу Федеральный закон №255-ФЗ от 21.07.2014, предусматривающий ужесточение требований к организациям, которые занимаются управлением многоквартирными домами.
Для получения лицензии управляющей компании (УК) необходимо было соответствовать нескольким требованиям: руководителям УК необходимо было пройти квалификационный экзамен и получить квалификационный аттестат, а также не иметь судимости за экономические преступления. Также УК должна быть зарегистрирована на территории РФ, не числиться в реестре юридических лиц с дисквалифицированной или аннулированной лицензией. И последнее требование (как показала практика, самое трудновыполнимое) – все компании должны раскрыть информацию о своей деятельности и стать максимально прозрачными.
1 мая 2015 года лицензии не получили ряд компаний города и более 180 многоквартирных домов остались без управления – 22,3% от общего количества. Причем в Павшинской Пойме положение сложилось самое катастрофическое. Лицензию получила лишь компания ООО «Красногорье-ДЭЗ» - 10 домов в обслуживании и ООО «Свой дом» - 1 дом.
Лицензии не получили: ООО «Павшино-Сити», ООО «РЭУ Столица», ООО «Красногорское эксплуатационное управление», ООО «Алькар», ООО «МП Эксплуатация», ООО «Нормаль», ООО ЭУК «Подмосковье ЖКС» , ООО «РКХ», ООО «Вертикаль», ООО «СТЭЛ», ООО «МП Эксплуатация, ООО «Жилищный комплекс», ООО УК «Южный», ООО МКД «УК Спецмонтаж», ООО «КрУК», ООО «Аларм-Сервис». Т.е. эти компании не соответствуют лицензионным требованием, как правило, в части раскрытия информации о своей деятельности.
«С помощью лицензирования мы проведем «генеральную уборку» среди управляющих компаний. Введя лицензирование, мы пересчитаем все управляющие компании страны. Любой собственник сможет увидеть всю достоверную информацию о своей управляющей компании в специальном федеральном реестре на сайте Минстроя России» - цитата из выступления А.Чибиса.
Но генеральной уборки и тем более прозрачности в Красногорске не получилось. Все управляющие компании, не получившие заветный документ, провели процедуру регистрации «новых и чистых» компаний, особо не изменившихся ни в названиях, ни в составе учредителей и руководителей, ни в стратегии и миссии своей основной деятельности.
Вместо ООО УК «КЭУ» - ООО УК «КЭУ Красногорское»;
Вместо ООО «Вертикаль» - ООО «УК Вертикаль»;
Вместо ООО «КрУК» - ООО «Протон»,
ООО «Альтернатива –Профи»;
Вместо ООО «Павшино-Сити» - ООО «Сфера» и т.д.
Если обратиться к статистике, то количество управляющих компаний в Красногорске после «чистке» не только не уменьшилось, а наоборот, увеличилось за счет создания новых – «нулевочек» без домов.
Таким образом, лицензирование не навело порядок, а породило новые проблемы.
Первое последствие непродуманной процедуры лицензирования – резкий рост задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги. Произошло это не из-за недобросовестности жителей, а из-за неразберихи, возникшей с правом управления домом той или иной компанией. Многие жители стали получать двойные и даже тройные платежки, что привело к отказу платить вообще по каким либо квитанциям до окончательного выяснения ситуации.
По задумке администрации, все дома, управляющие компании которых не получили лицензии к 1 мая 2015 года, должны были перейти во временное управление к МУП «РСП», организации, специально созданной для этой цели. Но далеко не все прежние УК устраивала такая ситуация. Прежние УК старались остаться на жилом фонде любыми способами – от прямого отказа передавать фонд, до тихого саботажа и разбрасывания мусора на территории оппонента. Да и сам МУП «РСП» физически не смог осилить весь полученные фонд, в некоторых домах МУП до сих пор фактически так и не приступил к обслуживанию.
В итоге все это привело к непониманию, кто же управляет тем или иным домом. Причем, непонимание это продолжается до сих пор. Для примера, ситуация с конкретным домом по адресу ул. 50 лет Октября д.№ 7Б.
Управляющая компания «КЭУ» в мае 2015 года не получила лицензию. Администрация городского поселения своим Постановлением № 689 от 30.04.2015 г. предоставила с 01.05.2015 г. МУП «РСП» муниципальную преференцию на временное управление вышеуказанным домом (до 01.04.2016г.). В течение этого времени собственники должны были сами провести Собрание и выбрать управляющую компанию, но активности жители не проявили. За лето руководство ООО «КЭУ» организовывает новую «чистую» компанию ООО «КЭУ Красногорское», с тем же составом участников и тем же руководством. С 08 по 22 июля 2015 г. проводит (по крайней мере, на бумаге) общее собрание собственников в заочной форме. Согласно итоговому протоколу собрания собственниками выбрана управляющая компания «КЭУ-Красногорское», Инициатором собрания и избранным Председателем совета дома оказался сантехник, работающий в той же управляющей компании ООО «КЭУ Красногорское».
В это же время (01.10.2015г.) администрация городского поселения выставляет данный дом на конкурс по выбору управляющей организации. Победителем данного конкурса объявляется МУП «РСП». За все это время специалисты МУП «РСП» вообще ни разу не появлялись даже рядом с этим домом. Но дом эксплуатируется, коммунальные ресурсы поставляются, платежки выставляются и от ООО «КЭУ» (уже и обанкротившейся и лишенной лицензии) и от ООО «КЭУ Красногорское».
У собственников данного дома возникает закономерный вопрос – кому платить? С данным вопросом жители этого дома (среди них есть и действующий депутат Красногорского района) обращаются в администрацию. Но и администрация не может дать однозначный ответ на этот вопрос. Разбирательство продолжается, долги растут.
В итоге собственники решили разрубить этот гордиев узел, и выбрать третью управляющую компанию, не связанную ни с МУПом ни с обанкротившейся «КЭУ».
По аналогии с «КЭУ» многие переродившиеся, недобросовестные компании, пользуются неразберихой и проводят фиктивные собрания собственников с полным нарушением процедур и здравого смысла и опять выбирают себя для дальнейшего обслуживания домов.
Второй важный итог прошедшего лицензирования - обострение и без того напряженного социального и экономического положения в отрасли.
Произошел переход жилищного фонда от частных компаний, выбранных собственниками, в организации, аффилированные с местными властями.
Закон не ставит барьеры даже для тех организаций, которые никогда не работали в сфере ЖКХ и не имеют практического опыта. Самым ярким примером в Красногорске стал МУП РСП. Свою деятельность МУП начал с оттеснения и сокращения опытных и профессиональных специалистов. Управлять стали люди, которые не имели в своей жизни никакого опыта работы в отрасли ЖКХ, прошли массовые сокращения коллектива (со всеми вытекающими финансовыми обязательствами), в период отсутствия денежных средств и низкой платежной дисциплиной со стороны собственников. Многие подрядные работы были отданы аффилированным подрядчикам, была организована «карманная» компания по сбору платежей.
Введение лицензирования совпало со стартом региональных программ капремонта общего имущества МКД, что усилило негативные настроения граждан в отношении управляющих организаций и местных органов власти.
Пробелы в правовых актах, регулирующих процедуру лицензирования, привели к всплеску активности с целью передела в сфере управления многоквартирными домами, перераспределения финансовых потоков. С целью «ликвидации пробелов» в федеральном законодательстве органы местного самоуправления при попустительстве Минстроя начали выпускать собственные, «удобные» для себя, но (в нарушение Конституции РФ и ГК РФ) противоречащие федеральным правовые акты. Предложенный в настоящее время механизм лишения лицензий приведет к вытеснению с рынка малых и средних управляющих организаций, снижению конкуренции и, как следствие, к снижению качества и повышению размера платы за ЖКУ.
Наличие явного противоречия между муниципальными правовыми актами и федеральным законодательством будет стимулировать «правовой нигилизм» всех участников правоотношений в сфере ЖКХ и будет приводить к еще меньшей управляемости в отрасли, росту долгов.
ВЫВОДЫ:
1. Собственники ОБЯЗАНЫ активно включиться в работу по определению управляющей компании, которой они доверят свое общее имущество.
2. При выборе компании собственникам нужно обращать внимание не на количество дворников в штате компании, а на наличие у руководителей опыта и репутации в сфере ЖКХ.
3.Только открытость, взаимодействие с собственниками, обратная связь, наличие информации (сайт, акты выполненных работ) - залог успешной и долгосрочной работы.
4. Организации, которые не получили лицензии, находятся в стадии банкротство – не могут быть ДОБРОСОВЕСТНЫМИ И ЛОЯЛЬНЫМИ.
Минимум сведений, которыми должен располагать собственник для понимания того, что домом управляет добросовестная управляющая организация:
1. В доме было проведено общее собрание собственников. Даже если Вы (собственник) не участвовали, то Вы хотя бы слышали о его существовании, и голосовали в заочной форме.
2. У Вас на руках есть договор управления.
3. У Вас есть Совет дома и Председатель Совета. И Вы знаете этих людей.
4. Вы знаете в лицо директора, главного инженера и т.д. своей управляющей организации.
5. У управляющей организации есть сайт, на котором Вы можете ознакомиться с текущей деятельностью.
6. У Вас должна быть возможность, в случае необходимости пообщаться с руководителем организации в обязательные приемные дни.
7. У управляющей организации должны быть договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Пресс-служба УК "Авангард"
Оригинал публикации: http://uk-avangard.com/aktualno/item/30-license-uk#startOfPageId30
Справка: Первого сентября 2014 года вступил в силу Федеральный закон №255-ФЗ от 21.07.2014, предусматривающий ужесточение требований к организациям, которые занимаются управлением многоквартирными домами.
Для получения лицензии управляющей компании (УК) необходимо было соответствовать нескольким требованиям: руководителям УК необходимо было пройти квалификационный экзамен и получить квалификационный аттестат, а также не иметь судимости за экономические преступления. Также УК должна быть зарегистрирована на территории РФ, не числиться в реестре юридических лиц с дисквалифицированной или аннулированной лицензией. И последнее требование (как показала практика, самое трудновыполнимое) – все компании должны раскрыть информацию о своей деятельности и стать максимально прозрачными.