История про «Диско-7»
Под какую музыку танцевала молодёжь СССР в 80-90 годы? Самый точный ответ на этот вопрос есть у нашего земляка Андрея Статуева – популярного в стране и по сей день DJ Василича.
Андрей – один из организаторов (1980 год) Клуба популярной музыки «Диско–7», базировавшегося в ДК «Подмосковье» с момента его открытия в 1985 году. Программы коллектива были популярны на территории всего СССР, записи «Диско-7» на магнитофонных катушках и кассетах кочевали из рук в руки. http://promodj.com/djvasilich
В википедии «Диско-7» описан как один из первых коллективов в стране, профессионально занимавшихся проведением дискотек. В 2005 году он был внесён в российскую Книгу рекордов Гиннеса.
Обо всём, что связано с клубом, корреспонденту «КВ» рассказал Андрей Статуев.
ВОВРЕМЯ СООБРАЗИЛ, ЧТО ДЕВОЧКАМ НРАВЯТСЯ ДИСК-ЖОКЕИ
Начнём с того самого момента, как я стал диджеем. Я играл в вокально-инструментальном ансамбле. Был ударником. В то время почему-то девочки больше любили барабанщиков.
Когда появились дискотеки, девочки стали больше любить диджеев. И я сменил профессию (смеётся...). А потом меня не так стали интересовать девочки как профессия. Я стал интересоваться всем, что с ней связано и вообще с культурой. И вообще – диджей должен быть всегда модно одет, быть в тренде всех музыкальных новинок, вкусно пахнуть и излучать позитив.
Чем больше я узнавал, тем больше мне это нравилось, потому что всё время в мире происходило обновление и музыки, и способов её воспроизведения, и способов подачи картинки вокруг музыки, как живой, так и видеоряда. Всё это вместе в совокупности заражало и хотелось, чтобы мы были в чём-то первыми.
И всё время я обучался сначала одному, затем другому - начинал играть с магнитофонных бабин и кассет, затем на виниле, потом на CD.
О сведении песен в начале ещё и речи не шло. Но мы всегда искали форму подачи произведения народу. То есть, просто поставить фонограмму было не интересно. Надо было сделать так, чтобы следующая фонограмма красиво прирастала к предыдущей. И так далее, и так далее. И в итоге получалась красивая история с кучей обработок, с новыми технологиями.
ДИСКОТЕКИ В СССР
А теперь про дело всей жизни. В 80-е годы прошлого столетия у молодёжи пользовались популярностью танцевальные тематические вечера – дискотеки. Их, действительно, в конце 70-х – начале 80-х придумали комсомольцы. Все дискотеки, дискоклубы, дискобары находились в ведении ВЛКСМ. Мы весной 1980 года написали заявление о желании создать дискоклуб. Нам его подписали, и мы стали дискотекой.
Всё было просто. Без проволочек. В организаторах дискоклуба половина были студенты. Я тоже был студентом вечернего отделения МВТУ им. Баумана.
Словом, у нас появилось желание, и нас поддержало руководство со всех сторон: дома культуры, дома отдыха и горкома ВЛКСМ.
Официально мы открылись 1 апреля 1980 года – в этот день нам поставили разрешительную печать. Мы получили статус дискоклуба, право продавать билеты (они тогда стоили 50 копеек) и проводить какие-то свои мероприятия, которые были немножко другие, чем сейчас, даже не немножко, а совсем другие. Потому что и средства воспроизведения были другие, и то, что мы должны были до людей доносить, носило другие формы. Музыка на тот момент была самая современная.
Во-первых, тогда уже существовал подпольный рынок виниловых пластинок. И мы, как нормальные меломаны, покупали их там. Пластинка с танцевальными новинками стоила, примерно, 30 рублей (булка белого хлеба, для сравнения, стоила тогда 28 копеек), а пластинка с роком – все 50 рублей. А ещё была возможность за трёху прокатать её, переписать на магнитную ленту и вернуть. Но все-таки дискотека – от слова диск. Поэтому у нас были два проигрывателя, два катушечных магнитофона, и с них мы воспроизводили всю музыку, которую на тот момент могли получить: свежую со студии звукозаписи и с пиратского рынка виниловых пластинок.
ПЕРЕАНШЛАГ В КЛУБЕ И «ДИСКО-БАНЯ»
Мы уже тогда приглашали к себе музыкантов «Машины времени», «Аракса», «Воскресенье». У нас были тематические вечера с ними. Обычно они исполняли 2-3 акустические версии своих песен. Под такие мероприятия у нас в клубе был переаншлаг: вместо 100 человек было 300. Приезжали отовсюду и оставались на ночь ради того, чтобы прикоснуться к творчеству очень популярных групп того времени.
В первой части эти встречи носили форму музыкальной лекции, общение с музыкантами вопрос-ответ, песни. А вторая часть у нас называлась «Диско-баня», в которой мы нонстопом включали танцевальные хиты.
Тогда в советской танцевальной музыке начался прогресс. Появились своя электронная музыка: песни Чернавского, по-новому зазвучали Пугачёва, Кузьмин, Николаев, Барыкин. Дискотека стала обрастать российским пластом танцевальной музыки, а не только зарубежным.
Каждая наша программа продолжалось максимум 2,5 часа – больше не разрешалось. Потом все счастливые расходились по домам. Плюс у нас был ограничен возрастной ценз – только от 18 лет и выше. Поэтому всё было сурово. Случалось, что за окном за нами подсматривали, подглядывали и ждали, когда им исполнится 18 лет, чтобы они имели право ходить на мероприятия «Диско-7».
В КРАСНОГОРСКЕ – С 1985 ГОДА
«Диско-7» появилось в Красногорске с открытием в 1985 году Дворца культуры «Подмосковье». А в 1987 году вышла в свет наша программа, которая была брендом и трендом вплоть до 1990 года на территории всего Советского Союза.
О ЦЕНЗУРЕ ПРОГРАММ
Проверок и пригляда за нами до 1985 года не было. А во время «застоя» советской системы нас обязывали согласовывать свои программы. Тогда комсомол отказался от дискотек, и они перешли в ведение отделов культуры.
И вот в «Диско-7» стали приезжать различные проверяющие комиссии из Москвы – из МГСТ (Межсоюзного дома самодеятельного творчества), управления культуры Московской области, из нашего местного отдела культуры Красногорского горисполкома).
Прежде, чем выйти на публику, сценарий программы согласовывали с этими комиссиями. Это всегда были тематические программы, которые включали в себя слайд-шоу, музыкальные подборки, где мы – «Диско-7» – боролись за мир, против звёздных войн, катастроф, капитализмов, против всего плохого. Мы были за победу коммунизма во всём мире! Потом комиссии ставили подписи, печати, и после этого мы могли транслировать программы молодёжи и завершать их танцевальными марафонами.
ЗАПРЕТЫ МОБИЛИЗОВАЛИ ТВОРЧЕСТВО
Кстати, эти согласования мобилизовали нас делать специальные тематические диско-мюзиклы. У нас тогда вышло много программ в качестве магнитоальбомов. Это и «Семь стариков и одна Снегурочка», и «74-й просит закуски», и «Диско-7- Автобус», соответственно.
Каждый год мы писали какую-то новогоднюю музыкальную сказку, и её перед праздником презентовали нашей красногорской публике. Это была специальная костюмированная программа с видео, слайдрядом, спецэффектами. И всё это было таким красивым, запоминающимся, что даже потом мы выпускали магнитоальбомы. Их у нас вышло 14, все были растиражированы пиратами. Половина альбомов были новогодними -–с 1986 по 1992 раз в год выходила новогодняя история. Все они сейчас есть в сети.
ВЗРЫВ ТАНЦЕВАЛЬНОГО РЫНКА
Самая популярная из наших программ – «Disco-7 in RAP», которая в августе 1987 года просто взорвала весь танцевальный рынок Советского Союза. Хотя на Всесоюзном конкурсе дискотек мы заняли последнее место. Мы выехали тогда в Домодедово и вживую исполнили всё то, что впоследствии стало историческим. Нас не поняли – дали последнее место. Местная публика от этого была в диком экстазе. Нас полюбили. Угощали пивом. Уехали мы героями. На этом мы и успокоились.
Тогда наш музыкальный руководитель Толик Мартышкин имел выходы на мощную платформу пиратского распространения звукозаписей. Взял и отправил им нашу демозапись. Нам её вернули, сказали переписать кое-какие места. Мы переписали. Спасибо за режиссуру Виктору Тушеву. Получилась полноценная программа 90 минут. И вот её и отправили в августе 1987 году в «плавание» по всем киоскам звукозаписи.
По информации, что называется, из первых уст, в то время хорошо продавались только «Мираж», Минаев и мы. А уж потом появился «Ласковый май», который всех обогнал. А на тот момент было, конечно, приятно: приезжаешь в любой город Советского Союза, и везде из киосков звукозаписей разносятся фрагменты наших программ.
В тот момент у многих клубов появилась какая-то перспектива – они стали, подражая нам, находить свою дорогу. Это был такой рэп, который больше можно было бы назвать мелодекламацией, чем рэпом, но, тем не менее, считаю, что советский рэп – это такой рэп, как в «Диско-7».
О КОМАНДЕ
К нам приходили. От нас уходили. Когда мы работали в ДК «Подмосковье», я специально, чтобы не забыть, напечатал и повесил в нашей знаменитой комнате, которую все знают, как комнату релакса, комнату вдохновения, комнату «Диско-7», где отдыхали диджеи и готовились все программы, семь листочков с составами «Диско-7» в определённые периоды.
У нас, как минимум, сменилось семь поколений. Из тех, кто от начала до конца прошёл, остался лишь один я. А когда начинали, нас было семеро.
Когда стали работать в ДК «Подмосковье», сформировался костяк: Сергей Болотцев, Пётр Агринский, Виктор Тушев, Толик Мартышкин и я. Остальные приходили-уходили, кто-то на свете был, кто-то на звуке. Всех их помню, все у меня записаны. Всем благодарен.
Для многих «Диско-7» стало стартовой площадкой в большую жизнь. Все у нас состоялись. Один я остался в шоу-бизнесе, все ушли в другие сферы деятельности, и там у них всё хорошо, даже очень хорошо.
Одного из команды – Толика Мартышкина – уже нет в живых. Я ему благодарен за то, что он сделал для популяризации нашего клуба.
ТАКОГО НЕ БЫЛО НИКОГДА ДО НАС
На телевизионном экране в 1988 году вышла программа «Утренняя почта» с клипом на песню «Девочка моя синеглазая», который был снят у нас на дискотеке «Диско-7». Тогда Женя Белоусов только-только начинал сольную карьеру, и Толик предложил ему снять клип у нас. Такого не было никогда до нас, чтобы популярный клип снимался на ночной дискотеке. Мне кажется, записали шикарный массовый клип. Народу собралось в зале, который вмещает 450 человек, наверное, не меньше тысячи. Женя проходил по центру, выскакивал на сцену, параллельно шла история про девочку синеглазую. И всё это было показано в «Утренней почте».
Я сейчас поднимаю все свои связи, чтобы найти эту запись. С концом СССР утеряно много информации. Но я надеюсь найти. Это же целая история – многие люди из Красногорска, кто был в момент съёмок клипа на дискотеке, сейчас бы хотели посмотреть на себя 30 лет назад и окунуться в те эмоции, то настроение. Если мне удастся найти ту запись, буду считать себя абсолютно счастливым человеком.
РАЗВИВАЛИСЬ НА ЗАРАБОТАННЫЕ ДЕНЬГИ
У нас был фонд дискотеки, из которого мы всё время что-то приобретали. Всё, на чём мы работали, по большей части было куплено на наши деньги. Работая в разных местах, и там получая нормальную зарплату, мы не делили, не бодались за деньги от дискотеки, а просто складывали и тратили на развитие.
Например, люди приходили к нам и раз в месяц видели какой-то новый свет или было какое-нибудь улучшение по звуку. Дворец нам тоже помогал. Спасибо Григорию Владимировичу Ткачу, Марине Михайловне Стрельцовой.
МЕНЯЛИСЬ ЛЮДИ, МУЗЫКА, ПОДХОДЫ И КЛУБ
Всё было здорово, в кайф. Но время менялось. Менялись люди, музыка, подходы, и «Диско-7» менялось, и я тоже – начал работать на радио, на телевидении. Приоритеты немного сдвинулись. Но всегда оставался верен «Диско-7», хотя были очень соблазнительные предложения. Но мне казалось, что я ещё не всё в клубе сделал, не всё сказал поклонникам «Диско-7». И пятницы с субботами надолго ещё оставались нашими рабочими днями в ДК «Подмосковье».
ПО ВОЛНАМ ПОПУЛЯРНОСТИ
Переходим к третьей волне популярности. Это началось в 2001 году. Я в то время работал в компании «СиМ-ИМЛАЙТ» (крупнейший поставщик светового, звукового оборудования, видеопроекционных систем и оборудования для кинотеатров). Каждый год посещал специализированные выставки в Англии, Италии, Германии, Америке. Все новинки, которые там видел, пытался не то, чтобы купить и привезти – это было очень дорого, но использовал: включал свои знания, способности, подключались ребята из «Диско-7» и вместе придумывали, что можно сделать у нас. В частности, родилась видеоистория. В то врем, в начале двухтысячных, фирма «Пионер» стала выпускать проигрыватель DVD. Мы могли уже на экранах не просто слайды показывать, а видеоклипы, и не просто клипы, а могли их обрабатывать через пульт с какими-то спецэффектами. И у нас на всех трёх экранах происходила видео история. Внизу шли шоу и даже со стриптизом. Мы приглашали специальные программы с фокусниками, циркачами, акробатами. У нас тогда артисты сменились на другой жанр. И оказалось, это очень хорошо. Но главным в программе было видео – эти чумовые аппараты.
ПИОНЕР С «ПИОНЕРОМ»
Я был первым человеком в России, которому компания «Пионер» доверила рекламную кампанию. То есть у меня у первого появились эти аппараты. Я ездил по стране и СНГ, показывал, как они работают. Это была офигенная история, потому что в то время стали появляться хорошие танцевальные клипы и у нас: «Руки вверх», «Дискотека авария», «Отпетые мошенники»... Получая всё это в хорошем качестве DVD, я мог зарядить в магнитофон и воспроизводить. Люди танцевали под то, что видели на экране. Это уже был новый формат – видеодискотека. И это года три–четыре хорошо работало и впечатляло.
НЕ ПРОСТО ТАНЦЫ
А потом уже пошла чисто танцевальная тема, а видеоистория пошла бэкграундом – красивым фоном. Мы создавали на экранах тематические картинки, согласно теме очередной вечеринки. У нас всегда были не просто танцы. Обязательно присутствовала тема. Вечеринка посвящалась какому-то дню или событию. Как сейчас модно в клубах – последовательно рассылать флаеры, например, День мокрой тельняшки или День сухих сапогов. И всё это было давно придумано у нас в «Диско-7». Под это приглашались ведущие, проводились конкурсы, люди получали призы. Мы записывали фирменные пластинки. И уверенно шли к 25-летию дискотеки. Вот это событие как раз было апофеозом.
25-ЛЕТИЕ «ДИСКО-7»
Вели вечер шикарные Татьяна Антышева из Красногорска, а от шоубизнеса – Геннадий Филиппов, руководитель широко известного в России Московского театра эксцентрических игр и забав «Неужели». Они с блеском провели 25-летие «Диско-7».
Было приглашено много известных и неизвестных людей. Хорошая была концертная программа. Всё было так по-доброму. Мы к этому дню на CD выпустили свою пластинку – ту самую «Disco-7 in RAP», тиражом полторы тысячи, и подарили каждому гостю. На тот момент это был очень дорогой подарок. По тем временам пластинка стоила 10 долларов. Надеюсь, у многих диск остался на память о нашей дискотеке. Кстати, делали это тоже на свои деньги, никто нам не помогал.
А после 25-летия то ли силы закончились, то ли ещё что, но начались истории, связанные с открытием других танцевальных мест, более продвинутых, красивых по звуку, по свету. И у нас дискотека стала больше для школьников-студентов. Тем не менее в этот момент у нас были тоже хорошие ребята. Набирались опыта. Они и сейчас в городе работают – Женя Мансуров, Лёха Окей. Они сейчас лидеры диджейского движения. Вот фестиваль летом провели в парке. Молодцы. Я тоже в нём принял участие – мастер-класс провёл. Атмосфера была очень хорошая, настоящая.
...И СЛУЧИЛАСЬ «ХРОМАЯ ЛОШАДЬ»
Ну а потом случился пожар в «Хромой лошади» в Перми... Мы только начали очередной апгрейд света, звука. Нас всех начали плющить и закрывать. Пострадали не только мы – волна прокатилась по всей России. Сначала закрылось 50% клубов, потом ещё и ещё. И уже их количество не восстанавливалось.
ОСТАЛИСЬ, КАК ID ГОРОДА
На самом деле творчество потихоньку сходило на нет. Меня уже интересовала сольная карьера. Я писал тексты для многих известных музыкантов и групп. Мне было интересно работать на радио. Пробовал себя в работе в клубах Москвы, гастролировал. И так получилось, что я не потерял работу, а плавно ушёл из Красногорска. Хотя очень жалко, что клуб закрылся в любимом городе. Это могло носить новые формы. И я уже их придумал и спонсоров нашел, но концепция нового Дворца культуры стала совершенно иной. Многое изменилось. Мы остались, как ID города, в памяти тех поколений, которые ходили и слушали «Диско-7» (клуб «Зоркий», КМЗ), одним из символов ушедшего времени
ТВОРЧЕСТВО УПРОСТИЛОСЬ ДО ДВУХ КНОПОК
Сейчас, по-моему, как раз то самое время, когда полный ступор, полный тупик. Нет такого колоссального творчества, когда был винил и CD. Куда-то всё ушло. Потому что всё делает программа на компьютере или на контроллере. Естественно, надо уметь на них работать, обрабатывать звук, но это, к сожалению, сейчас не требуется. Тот, кто просто крутит ручки эквализации – это уже не диджей.
Диджей должен уметь из разных песен придумать что-то своё. Тогда ты диджей. Когда на тебя придут, ты должен показать людям что-то особенное, чтобы они под это танцевали и получали удовольствие.
Я пытаюсь даже в сегодняшних современных условиях всё это комбинировать. У меня контроллер позволяет теперь работать и с CD, и с компьютером, и с флешкой. Все это вместе работает на людей, на праздник.
Предела творчеству нет. Подождём. Может, скоро будет так: я подумаю в голове, а фонограмма уже включится сама.
БУДЕМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ!
Говоря о малых формах отдыха молодёжи в ситуации сегодняшнего времени, могу сказать, что мы сейчас будем экспериментировать в Чернево-2. Вместе с друзьями открыли небольшой диско-бар, может, даже ресторанчик под названием «Шенген», в котором будет танцевальная музыка разных форматов для групп людей – максимально до 50 человек.
Будем пробовать. Потому что в нашем городе это стало проблемой. У нас более 180 тысяч население, и нет ни одного клуба. И это не только у нас.
Я по области езжу и вижу, как большие клубы усыхают до формата диско-бара. Наверное, это не есть хорошо. Но время диктует сейчас именно такие формы. Будем работать в них. Всё равно человечество не перестанет танцевать, а мы несём ему эту возможность, эту радость через музыку.
(В сокращении. Полностью в газете «Красногорские вести» и на http://inkrasnogorsk.ru/)
Фото Павла КАРЯГИНА и из архива Андрея СТАТУЕВА.
Андрей – один из организаторов (1980 год) Клуба популярной музыки «Диско–7», базировавшегося в ДК «Подмосковье» с момента его открытия в 1985 году. Программы коллектива были популярны на территории всего СССР, записи «Диско-7» на магнитофонных катушках и кассетах кочевали из рук в руки. http://promodj.com/djvasilich
В википедии «Диско-7» описан как один из первых коллективов в стране, профессионально занимавшихся проведением дискотек. В 2005 году он был внесён в российскую Книгу рекордов Гиннеса.
Обо всём, что связано с клубом, корреспонденту «КВ» рассказал Андрей Статуев.
ВОВРЕМЯ СООБРАЗИЛ, ЧТО ДЕВОЧКАМ НРАВЯТСЯ ДИСК-ЖОКЕИ
Начнём с того самого момента, как я стал диджеем. Я играл в вокально-инструментальном ансамбле. Был ударником. В то время почему-то девочки больше любили барабанщиков.
Когда появились дискотеки, девочки стали больше любить диджеев. И я сменил профессию (смеётся...). А потом меня не так стали интересовать девочки как профессия. Я стал интересоваться всем, что с ней связано и вообще с культурой. И вообще – диджей должен быть всегда модно одет, быть в тренде всех музыкальных новинок, вкусно пахнуть и излучать позитив.
Чем больше я узнавал, тем больше мне это нравилось, потому что всё время в мире происходило обновление и музыки, и способов её воспроизведения, и способов подачи картинки вокруг музыки, как живой, так и видеоряда. Всё это вместе в совокупности заражало и хотелось, чтобы мы были в чём-то первыми.
И всё время я обучался сначала одному, затем другому - начинал играть с магнитофонных бабин и кассет, затем на виниле, потом на CD.
О сведении песен в начале ещё и речи не шло. Но мы всегда искали форму подачи произведения народу. То есть, просто поставить фонограмму было не интересно. Надо было сделать так, чтобы следующая фонограмма красиво прирастала к предыдущей. И так далее, и так далее. И в итоге получалась красивая история с кучей обработок, с новыми технологиями.
ДИСКОТЕКИ В СССР
А теперь про дело всей жизни. В 80-е годы прошлого столетия у молодёжи пользовались популярностью танцевальные тематические вечера – дискотеки. Их, действительно, в конце 70-х – начале 80-х придумали комсомольцы. Все дискотеки, дискоклубы, дискобары находились в ведении ВЛКСМ. Мы весной 1980 года написали заявление о желании создать дискоклуб. Нам его подписали, и мы стали дискотекой.
Всё было просто. Без проволочек. В организаторах дискоклуба половина были студенты. Я тоже был студентом вечернего отделения МВТУ им. Баумана.
Словом, у нас появилось желание, и нас поддержало руководство со всех сторон: дома культуры, дома отдыха и горкома ВЛКСМ.
Официально мы открылись 1 апреля 1980 года – в этот день нам поставили разрешительную печать. Мы получили статус дискоклуба, право продавать билеты (они тогда стоили 50 копеек) и проводить какие-то свои мероприятия, которые были немножко другие, чем сейчас, даже не немножко, а совсем другие. Потому что и средства воспроизведения были другие, и то, что мы должны были до людей доносить, носило другие формы. Музыка на тот момент была самая современная.
Во-первых, тогда уже существовал подпольный рынок виниловых пластинок. И мы, как нормальные меломаны, покупали их там. Пластинка с танцевальными новинками стоила, примерно, 30 рублей (булка белого хлеба, для сравнения, стоила тогда 28 копеек), а пластинка с роком – все 50 рублей. А ещё была возможность за трёху прокатать её, переписать на магнитную ленту и вернуть. Но все-таки дискотека – от слова диск. Поэтому у нас были два проигрывателя, два катушечных магнитофона, и с них мы воспроизводили всю музыку, которую на тот момент могли получить: свежую со студии звукозаписи и с пиратского рынка виниловых пластинок.
ПЕРЕАНШЛАГ В КЛУБЕ И «ДИСКО-БАНЯ»
Мы уже тогда приглашали к себе музыкантов «Машины времени», «Аракса», «Воскресенье». У нас были тематические вечера с ними. Обычно они исполняли 2-3 акустические версии своих песен. Под такие мероприятия у нас в клубе был переаншлаг: вместо 100 человек было 300. Приезжали отовсюду и оставались на ночь ради того, чтобы прикоснуться к творчеству очень популярных групп того времени.
В первой части эти встречи носили форму музыкальной лекции, общение с музыкантами вопрос-ответ, песни. А вторая часть у нас называлась «Диско-баня», в которой мы нонстопом включали танцевальные хиты.
Тогда в советской танцевальной музыке начался прогресс. Появились своя электронная музыка: песни Чернавского, по-новому зазвучали Пугачёва, Кузьмин, Николаев, Барыкин. Дискотека стала обрастать российским пластом танцевальной музыки, а не только зарубежным.
Каждая наша программа продолжалось максимум 2,5 часа – больше не разрешалось. Потом все счастливые расходились по домам. Плюс у нас был ограничен возрастной ценз – только от 18 лет и выше. Поэтому всё было сурово. Случалось, что за окном за нами подсматривали, подглядывали и ждали, когда им исполнится 18 лет, чтобы они имели право ходить на мероприятия «Диско-7».
В КРАСНОГОРСКЕ – С 1985 ГОДА
«Диско-7» появилось в Красногорске с открытием в 1985 году Дворца культуры «Подмосковье». А в 1987 году вышла в свет наша программа, которая была брендом и трендом вплоть до 1990 года на территории всего Советского Союза.
О ЦЕНЗУРЕ ПРОГРАММ
Проверок и пригляда за нами до 1985 года не было. А во время «застоя» советской системы нас обязывали согласовывать свои программы. Тогда комсомол отказался от дискотек, и они перешли в ведение отделов культуры.
И вот в «Диско-7» стали приезжать различные проверяющие комиссии из Москвы – из МГСТ (Межсоюзного дома самодеятельного творчества), управления культуры Московской области, из нашего местного отдела культуры Красногорского горисполкома).
Прежде, чем выйти на публику, сценарий программы согласовывали с этими комиссиями. Это всегда были тематические программы, которые включали в себя слайд-шоу, музыкальные подборки, где мы – «Диско-7» – боролись за мир, против звёздных войн, катастроф, капитализмов, против всего плохого. Мы были за победу коммунизма во всём мире! Потом комиссии ставили подписи, печати, и после этого мы могли транслировать программы молодёжи и завершать их танцевальными марафонами.
ЗАПРЕТЫ МОБИЛИЗОВАЛИ ТВОРЧЕСТВО
Кстати, эти согласования мобилизовали нас делать специальные тематические диско-мюзиклы. У нас тогда вышло много программ в качестве магнитоальбомов. Это и «Семь стариков и одна Снегурочка», и «74-й просит закуски», и «Диско-7- Автобус», соответственно.
Каждый год мы писали какую-то новогоднюю музыкальную сказку, и её перед праздником презентовали нашей красногорской публике. Это была специальная костюмированная программа с видео, слайдрядом, спецэффектами. И всё это было таким красивым, запоминающимся, что даже потом мы выпускали магнитоальбомы. Их у нас вышло 14, все были растиражированы пиратами. Половина альбомов были новогодними -–с 1986 по 1992 раз в год выходила новогодняя история. Все они сейчас есть в сети.
ВЗРЫВ ТАНЦЕВАЛЬНОГО РЫНКА
Самая популярная из наших программ – «Disco-7 in RAP», которая в августе 1987 года просто взорвала весь танцевальный рынок Советского Союза. Хотя на Всесоюзном конкурсе дискотек мы заняли последнее место. Мы выехали тогда в Домодедово и вживую исполнили всё то, что впоследствии стало историческим. Нас не поняли – дали последнее место. Местная публика от этого была в диком экстазе. Нас полюбили. Угощали пивом. Уехали мы героями. На этом мы и успокоились.
Тогда наш музыкальный руководитель Толик Мартышкин имел выходы на мощную платформу пиратского распространения звукозаписей. Взял и отправил им нашу демозапись. Нам её вернули, сказали переписать кое-какие места. Мы переписали. Спасибо за режиссуру Виктору Тушеву. Получилась полноценная программа 90 минут. И вот её и отправили в августе 1987 году в «плавание» по всем киоскам звукозаписи.
По информации, что называется, из первых уст, в то время хорошо продавались только «Мираж», Минаев и мы. А уж потом появился «Ласковый май», который всех обогнал. А на тот момент было, конечно, приятно: приезжаешь в любой город Советского Союза, и везде из киосков звукозаписей разносятся фрагменты наших программ.
В тот момент у многих клубов появилась какая-то перспектива – они стали, подражая нам, находить свою дорогу. Это был такой рэп, который больше можно было бы назвать мелодекламацией, чем рэпом, но, тем не менее, считаю, что советский рэп – это такой рэп, как в «Диско-7».
О КОМАНДЕ
К нам приходили. От нас уходили. Когда мы работали в ДК «Подмосковье», я специально, чтобы не забыть, напечатал и повесил в нашей знаменитой комнате, которую все знают, как комнату релакса, комнату вдохновения, комнату «Диско-7», где отдыхали диджеи и готовились все программы, семь листочков с составами «Диско-7» в определённые периоды.
У нас, как минимум, сменилось семь поколений. Из тех, кто от начала до конца прошёл, остался лишь один я. А когда начинали, нас было семеро.
Когда стали работать в ДК «Подмосковье», сформировался костяк: Сергей Болотцев, Пётр Агринский, Виктор Тушев, Толик Мартышкин и я. Остальные приходили-уходили, кто-то на свете был, кто-то на звуке. Всех их помню, все у меня записаны. Всем благодарен.
Для многих «Диско-7» стало стартовой площадкой в большую жизнь. Все у нас состоялись. Один я остался в шоу-бизнесе, все ушли в другие сферы деятельности, и там у них всё хорошо, даже очень хорошо.
Одного из команды – Толика Мартышкина – уже нет в живых. Я ему благодарен за то, что он сделал для популяризации нашего клуба.
ТАКОГО НЕ БЫЛО НИКОГДА ДО НАС
На телевизионном экране в 1988 году вышла программа «Утренняя почта» с клипом на песню «Девочка моя синеглазая», который был снят у нас на дискотеке «Диско-7». Тогда Женя Белоусов только-только начинал сольную карьеру, и Толик предложил ему снять клип у нас. Такого не было никогда до нас, чтобы популярный клип снимался на ночной дискотеке. Мне кажется, записали шикарный массовый клип. Народу собралось в зале, который вмещает 450 человек, наверное, не меньше тысячи. Женя проходил по центру, выскакивал на сцену, параллельно шла история про девочку синеглазую. И всё это было показано в «Утренней почте».
Я сейчас поднимаю все свои связи, чтобы найти эту запись. С концом СССР утеряно много информации. Но я надеюсь найти. Это же целая история – многие люди из Красногорска, кто был в момент съёмок клипа на дискотеке, сейчас бы хотели посмотреть на себя 30 лет назад и окунуться в те эмоции, то настроение. Если мне удастся найти ту запись, буду считать себя абсолютно счастливым человеком.
РАЗВИВАЛИСЬ НА ЗАРАБОТАННЫЕ ДЕНЬГИ
У нас был фонд дискотеки, из которого мы всё время что-то приобретали. Всё, на чём мы работали, по большей части было куплено на наши деньги. Работая в разных местах, и там получая нормальную зарплату, мы не делили, не бодались за деньги от дискотеки, а просто складывали и тратили на развитие.
Например, люди приходили к нам и раз в месяц видели какой-то новый свет или было какое-нибудь улучшение по звуку. Дворец нам тоже помогал. Спасибо Григорию Владимировичу Ткачу, Марине Михайловне Стрельцовой.
МЕНЯЛИСЬ ЛЮДИ, МУЗЫКА, ПОДХОДЫ И КЛУБ
Всё было здорово, в кайф. Но время менялось. Менялись люди, музыка, подходы, и «Диско-7» менялось, и я тоже – начал работать на радио, на телевидении. Приоритеты немного сдвинулись. Но всегда оставался верен «Диско-7», хотя были очень соблазнительные предложения. Но мне казалось, что я ещё не всё в клубе сделал, не всё сказал поклонникам «Диско-7». И пятницы с субботами надолго ещё оставались нашими рабочими днями в ДК «Подмосковье».
ПО ВОЛНАМ ПОПУЛЯРНОСТИ
Переходим к третьей волне популярности. Это началось в 2001 году. Я в то время работал в компании «СиМ-ИМЛАЙТ» (крупнейший поставщик светового, звукового оборудования, видеопроекционных систем и оборудования для кинотеатров). Каждый год посещал специализированные выставки в Англии, Италии, Германии, Америке. Все новинки, которые там видел, пытался не то, чтобы купить и привезти – это было очень дорого, но использовал: включал свои знания, способности, подключались ребята из «Диско-7» и вместе придумывали, что можно сделать у нас. В частности, родилась видеоистория. В то врем, в начале двухтысячных, фирма «Пионер» стала выпускать проигрыватель DVD. Мы могли уже на экранах не просто слайды показывать, а видеоклипы, и не просто клипы, а могли их обрабатывать через пульт с какими-то спецэффектами. И у нас на всех трёх экранах происходила видео история. Внизу шли шоу и даже со стриптизом. Мы приглашали специальные программы с фокусниками, циркачами, акробатами. У нас тогда артисты сменились на другой жанр. И оказалось, это очень хорошо. Но главным в программе было видео – эти чумовые аппараты.
ПИОНЕР С «ПИОНЕРОМ»
Я был первым человеком в России, которому компания «Пионер» доверила рекламную кампанию. То есть у меня у первого появились эти аппараты. Я ездил по стране и СНГ, показывал, как они работают. Это была офигенная история, потому что в то время стали появляться хорошие танцевальные клипы и у нас: «Руки вверх», «Дискотека авария», «Отпетые мошенники»... Получая всё это в хорошем качестве DVD, я мог зарядить в магнитофон и воспроизводить. Люди танцевали под то, что видели на экране. Это уже был новый формат – видеодискотека. И это года три–четыре хорошо работало и впечатляло.
НЕ ПРОСТО ТАНЦЫ
А потом уже пошла чисто танцевальная тема, а видеоистория пошла бэкграундом – красивым фоном. Мы создавали на экранах тематические картинки, согласно теме очередной вечеринки. У нас всегда были не просто танцы. Обязательно присутствовала тема. Вечеринка посвящалась какому-то дню или событию. Как сейчас модно в клубах – последовательно рассылать флаеры, например, День мокрой тельняшки или День сухих сапогов. И всё это было давно придумано у нас в «Диско-7». Под это приглашались ведущие, проводились конкурсы, люди получали призы. Мы записывали фирменные пластинки. И уверенно шли к 25-летию дискотеки. Вот это событие как раз было апофеозом.
25-ЛЕТИЕ «ДИСКО-7»
Вели вечер шикарные Татьяна Антышева из Красногорска, а от шоубизнеса – Геннадий Филиппов, руководитель широко известного в России Московского театра эксцентрических игр и забав «Неужели». Они с блеском провели 25-летие «Диско-7».
Было приглашено много известных и неизвестных людей. Хорошая была концертная программа. Всё было так по-доброму. Мы к этому дню на CD выпустили свою пластинку – ту самую «Disco-7 in RAP», тиражом полторы тысячи, и подарили каждому гостю. На тот момент это был очень дорогой подарок. По тем временам пластинка стоила 10 долларов. Надеюсь, у многих диск остался на память о нашей дискотеке. Кстати, делали это тоже на свои деньги, никто нам не помогал.
А после 25-летия то ли силы закончились, то ли ещё что, но начались истории, связанные с открытием других танцевальных мест, более продвинутых, красивых по звуку, по свету. И у нас дискотека стала больше для школьников-студентов. Тем не менее в этот момент у нас были тоже хорошие ребята. Набирались опыта. Они и сейчас в городе работают – Женя Мансуров, Лёха Окей. Они сейчас лидеры диджейского движения. Вот фестиваль летом провели в парке. Молодцы. Я тоже в нём принял участие – мастер-класс провёл. Атмосфера была очень хорошая, настоящая.
...И СЛУЧИЛАСЬ «ХРОМАЯ ЛОШАДЬ»
Ну а потом случился пожар в «Хромой лошади» в Перми... Мы только начали очередной апгрейд света, звука. Нас всех начали плющить и закрывать. Пострадали не только мы – волна прокатилась по всей России. Сначала закрылось 50% клубов, потом ещё и ещё. И уже их количество не восстанавливалось.
ОСТАЛИСЬ, КАК ID ГОРОДА
На самом деле творчество потихоньку сходило на нет. Меня уже интересовала сольная карьера. Я писал тексты для многих известных музыкантов и групп. Мне было интересно работать на радио. Пробовал себя в работе в клубах Москвы, гастролировал. И так получилось, что я не потерял работу, а плавно ушёл из Красногорска. Хотя очень жалко, что клуб закрылся в любимом городе. Это могло носить новые формы. И я уже их придумал и спонсоров нашел, но концепция нового Дворца культуры стала совершенно иной. Многое изменилось. Мы остались, как ID города, в памяти тех поколений, которые ходили и слушали «Диско-7» (клуб «Зоркий», КМЗ), одним из символов ушедшего времени
ТВОРЧЕСТВО УПРОСТИЛОСЬ ДО ДВУХ КНОПОК
Сейчас, по-моему, как раз то самое время, когда полный ступор, полный тупик. Нет такого колоссального творчества, когда был винил и CD. Куда-то всё ушло. Потому что всё делает программа на компьютере или на контроллере. Естественно, надо уметь на них работать, обрабатывать звук, но это, к сожалению, сейчас не требуется. Тот, кто просто крутит ручки эквализации – это уже не диджей.
Диджей должен уметь из разных песен придумать что-то своё. Тогда ты диджей. Когда на тебя придут, ты должен показать людям что-то особенное, чтобы они под это танцевали и получали удовольствие.
Я пытаюсь даже в сегодняшних современных условиях всё это комбинировать. У меня контроллер позволяет теперь работать и с CD, и с компьютером, и с флешкой. Все это вместе работает на людей, на праздник.
Предела творчеству нет. Подождём. Может, скоро будет так: я подумаю в голове, а фонограмма уже включится сама.
БУДЕМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ!
Говоря о малых формах отдыха молодёжи в ситуации сегодняшнего времени, могу сказать, что мы сейчас будем экспериментировать в Чернево-2. Вместе с друзьями открыли небольшой диско-бар, может, даже ресторанчик под названием «Шенген», в котором будет танцевальная музыка разных форматов для групп людей – максимально до 50 человек.
Будем пробовать. Потому что в нашем городе это стало проблемой. У нас более 180 тысяч население, и нет ни одного клуба. И это не только у нас.
Я по области езжу и вижу, как большие клубы усыхают до формата диско-бара. Наверное, это не есть хорошо. Но время диктует сейчас именно такие формы. Будем работать в них. Всё равно человечество не перестанет танцевать, а мы несём ему эту возможность, эту радость через музыку.
(В сокращении. Полностью в газете «Красногорские вести» и на http://inkrasnogorsk.ru/)
Фото Павла КАРЯГИНА и из архива Андрея СТАТУЕВА.
Добавил(а) Dinka / 21.11.2024 в 15:51 / Просмотров: 3073 / Что пишут?