Игрушки как история
22 марта 2017 года в районном совете ветеранов состоялось занятие клуба "Досуг".
Тема лекции: "Жизнь и творчество" Ивана Петровича Ефимкина (1923-2013), художника бывшей Нахабинской фабрики игрушек.
Уже в первые десятилетия советской власти в нашей стране появляется понятие «местная промышленность». Вначале это были артели, такие, как слесарная в Петрово-Дальнем, мебельные в Ангелово, Козино и Нахабино, и другие кустарные промыслы, в том числе нахабинская артель со звездным названием «Сатурн». Последняя значительно отличалась от других тем, что производила совсем несерьезную продукцию – здесь делали тряпичные куклы для первого поколения детей, родившихся после Октября.
Артель была создана в 1930 году. Сохранилось имя ее председателя того времени – Александра Сергеевича Журавлева. Здесь на первых порах трудились 20 человек из числа местных жителей. Технология изготовления тряпичной куклы была достаточно проста: пошитая форма набивалась опилками с мукой или манкой, а личико расписывалось вручную. Таким образом производилось около 300 кукол в месяц.
Выпуск продукции постепенно увеличивался, и в 1933 году артель приобретает новое помещение – барак на улице Вокзальной, ранее принадлежавший кирпичному заводу. Это способствовало расширению ассортимента. Кроме кукол, наладили выпуск елочных игрушек, бус, искусственного жемчуга, ватных одеял, вязаных беретов и ковров, сделанных чаще всего на основе тонких одеял с рисунками по трафарету. Многие люди старшего поколения наверняка еще помнят такие «ковры», украшавшие комнаты в коммунальных квартирах.
В конце тридцатых годов артель «Сатурн» была объединена с мебельным производством «Краснодеревщик», так появился общий цех. В дальнейшем бывшие артели были преобразованы в предприятия промкооперации – фабрику мягкой игрушки и Нахабинский цех Истринской мебельной фабрики. В начале Великой Отечественной войны бывшие работники «Сатурна» разливали по бутылкам горючую жидкость – коктейль Молотова – для борьбы с фашистскими танками.
В первые послевоенные годы бывшая промартель «Сатурн» успешно развивалась. В 1946-47 годах для нее были построены одноэтажные здания новых цехов: швейного, штамповочного и оформительского. С 1960 года бывшее артельное производство стало называться «Нахабинская фабрика игрушек». Здесь начали осваивать новые технологии, и вместо тряпичных, набитых кукол их корпуса стали делать из древесно-бумажной массы. Интересно, что у кукол теперь появились «голоса». После реконструкции фабрики в 1968 году осваиваются новые материалы, в том числе искусственный мех и пластмассы.
Хранителем истории Нахабинской фабрики игрушек бесспорно был И.П.Ефимкин, технолог, художник и человек с творческой жилкой. Он оставил интересные воспоминания о своей многолетней работе и прежде всего о становлении фабрики игрушек в этом подмосковном поселке.
Иван Петрович Ефимкин родился в далекой сибирской деревне Томской губернии в 1923 году. Участник войны, который после ее окончания решил стать скульптором. Сначала учился в художественном институте в Москве, а затем в Ленинграде в архитектурном институте. Темой его дипломной работы стала скульптурная группа «Ода материнству», предназначенная для фонтана. К сожалению, она осталась только в макете. Он вернулся в Москву и начал работать на одной из игрушечных фабрик, посвятив себя разработке эскизов будущих кукол.
Руководство фабрики не уставало восхищаться его талантом, но главное, чем он прославился, это знаменитый «Ванька-встанька». Его в нашей стране знали все до единого. История рождения «Ваньки» довольно примечательная. На одной из международных выставок Иван Петрович увидел японскую игрушку-неваляшку, которая была необыкновенно популярна в стране восходящего солнца после войны. Она считалась чуть ли не национальным достоянием, а секрет ее «стойкости» хранили как зеницу ока. Русский художник решает раскрыть этот секрет. Он долго ломал голову, и однажды пришло озарение. На следующий день Ефимкин поделился неожиданной догадкой со своим приятелем инженером. Тот быстро схватил суть и вскоре разработал механизм, на который оформил патент. В группе специалистов, получивших государственную премию за это изобретение, фамилия Ивана Петровича стояла лишь пятой. Но такой расклад его не очень расстроил – он вообще отказался от премии. Художественный совет фабрики «окрестил» ефимкинского человечка «Ванькой-встанькой». Фабричные шутники говорили, что это имячко в его честь.
В 1954 году за свою куклу «Наташа» (рост 55 см) Иван Петрович получает первую премию Всесоюзного конкурса на лучшие куклы для массового производства. Его модели были представлены и на других творческих конкурсах, в том числе в союзных республиках...
...Авторская кукла становится эталоном, с рабочей модели которого конструируются пресс-формы, а затем с их помощью тиражируются сотни и тысячи экземпляров.
Нахабинские куклы стали пользоваться большим спросом. В результате расширялось производство, были выстроены новые двухэтажные корпуса цехов, склады и другие подсобные помещения. Наша фирменная кукла «Красногорочка» несколько лет красовалась на витрине одного из самых престижных московских магазинов «Подарки», в непосредственной близости от Кремля. Ее охотно покупали иностранцы, о чем в свое время писала газета «Московская правда». В начале восьмидесятых годов на фабрике выпускалось 120 наименований детских игрушек, в 1993 году общий объем нашего игрушечного царства достигал 1,5 миллиона изделий в год».
Иван Петрович Ефимкин прожил долгую жизнь. Он перешагнул свое 90-летие и умер в сентябре 2013 года. И тут самое время вспомнить его слова: «Стыдно признаться, но очень хочется оставить после себя хоть маленький камешек, даже размером с песчинку». Ему нечего стыдиться – он оставил после себя огромное наследство, подарив счастье миллионам детей, которые давно стали взрослыми, но всегда будут помнить игрушки своего детства.
Л.Постникова. "Красногорье" №21
Тема лекции: "Жизнь и творчество" Ивана Петровича Ефимкина (1923-2013), художника бывшей Нахабинской фабрики игрушек.
Уже в первые десятилетия советской власти в нашей стране появляется понятие «местная промышленность». Вначале это были артели, такие, как слесарная в Петрово-Дальнем, мебельные в Ангелово, Козино и Нахабино, и другие кустарные промыслы, в том числе нахабинская артель со звездным названием «Сатурн». Последняя значительно отличалась от других тем, что производила совсем несерьезную продукцию – здесь делали тряпичные куклы для первого поколения детей, родившихся после Октября.
Артель была создана в 1930 году. Сохранилось имя ее председателя того времени – Александра Сергеевича Журавлева. Здесь на первых порах трудились 20 человек из числа местных жителей. Технология изготовления тряпичной куклы была достаточно проста: пошитая форма набивалась опилками с мукой или манкой, а личико расписывалось вручную. Таким образом производилось около 300 кукол в месяц.
Выпуск продукции постепенно увеличивался, и в 1933 году артель приобретает новое помещение – барак на улице Вокзальной, ранее принадлежавший кирпичному заводу. Это способствовало расширению ассортимента. Кроме кукол, наладили выпуск елочных игрушек, бус, искусственного жемчуга, ватных одеял, вязаных беретов и ковров, сделанных чаще всего на основе тонких одеял с рисунками по трафарету. Многие люди старшего поколения наверняка еще помнят такие «ковры», украшавшие комнаты в коммунальных квартирах.
В конце тридцатых годов артель «Сатурн» была объединена с мебельным производством «Краснодеревщик», так появился общий цех. В дальнейшем бывшие артели были преобразованы в предприятия промкооперации – фабрику мягкой игрушки и Нахабинский цех Истринской мебельной фабрики. В начале Великой Отечественной войны бывшие работники «Сатурна» разливали по бутылкам горючую жидкость – коктейль Молотова – для борьбы с фашистскими танками.
В первые послевоенные годы бывшая промартель «Сатурн» успешно развивалась. В 1946-47 годах для нее были построены одноэтажные здания новых цехов: швейного, штамповочного и оформительского. С 1960 года бывшее артельное производство стало называться «Нахабинская фабрика игрушек». Здесь начали осваивать новые технологии, и вместо тряпичных, набитых кукол их корпуса стали делать из древесно-бумажной массы. Интересно, что у кукол теперь появились «голоса». После реконструкции фабрики в 1968 году осваиваются новые материалы, в том числе искусственный мех и пластмассы.
Хранителем истории Нахабинской фабрики игрушек бесспорно был И.П.Ефимкин, технолог, художник и человек с творческой жилкой. Он оставил интересные воспоминания о своей многолетней работе и прежде всего о становлении фабрики игрушек в этом подмосковном поселке.
Иван Петрович Ефимкин родился в далекой сибирской деревне Томской губернии в 1923 году. Участник войны, который после ее окончания решил стать скульптором. Сначала учился в художественном институте в Москве, а затем в Ленинграде в архитектурном институте. Темой его дипломной работы стала скульптурная группа «Ода материнству», предназначенная для фонтана. К сожалению, она осталась только в макете. Он вернулся в Москву и начал работать на одной из игрушечных фабрик, посвятив себя разработке эскизов будущих кукол.
Руководство фабрики не уставало восхищаться его талантом, но главное, чем он прославился, это знаменитый «Ванька-встанька». Его в нашей стране знали все до единого. История рождения «Ваньки» довольно примечательная. На одной из международных выставок Иван Петрович увидел японскую игрушку-неваляшку, которая была необыкновенно популярна в стране восходящего солнца после войны. Она считалась чуть ли не национальным достоянием, а секрет ее «стойкости» хранили как зеницу ока. Русский художник решает раскрыть этот секрет. Он долго ломал голову, и однажды пришло озарение. На следующий день Ефимкин поделился неожиданной догадкой со своим приятелем инженером. Тот быстро схватил суть и вскоре разработал механизм, на который оформил патент. В группе специалистов, получивших государственную премию за это изобретение, фамилия Ивана Петровича стояла лишь пятой. Но такой расклад его не очень расстроил – он вообще отказался от премии. Художественный совет фабрики «окрестил» ефимкинского человечка «Ванькой-встанькой». Фабричные шутники говорили, что это имячко в его честь.
В 1954 году за свою куклу «Наташа» (рост 55 см) Иван Петрович получает первую премию Всесоюзного конкурса на лучшие куклы для массового производства. Его модели были представлены и на других творческих конкурсах, в том числе в союзных республиках...
...Авторская кукла становится эталоном, с рабочей модели которого конструируются пресс-формы, а затем с их помощью тиражируются сотни и тысячи экземпляров.
Нахабинские куклы стали пользоваться большим спросом. В результате расширялось производство, были выстроены новые двухэтажные корпуса цехов, склады и другие подсобные помещения. Наша фирменная кукла «Красногорочка» несколько лет красовалась на витрине одного из самых престижных московских магазинов «Подарки», в непосредственной близости от Кремля. Ее охотно покупали иностранцы, о чем в свое время писала газета «Московская правда». В начале восьмидесятых годов на фабрике выпускалось 120 наименований детских игрушек, в 1993 году общий объем нашего игрушечного царства достигал 1,5 миллиона изделий в год».
Иван Петрович Ефимкин прожил долгую жизнь. Он перешагнул свое 90-летие и умер в сентябре 2013 года. И тут самое время вспомнить его слова: «Стыдно признаться, но очень хочется оставить после себя хоть маленький камешек, даже размером с песчинку». Ему нечего стыдиться – он оставил после себя огромное наследство, подарив счастье миллионам детей, которые давно стали взрослыми, но всегда будут помнить игрушки своего детства.
Л.Постникова. "Красногорье" №21