Голые многоэтажки высятся и ширятся в Подмосковье. За счет новоселов население области ежегодно растет на сотни тысяч человек. Тем временем все больше детей не могут попасть в детский сад. Очередь в дошкольные учреждения превысила 200 тысяч человек. Власти пытаются восполнить отсутствие социальных учреждений строительством. Но для окончательного решения проблемы этого мало. Кто будет работать в новых садиках? Чем привлечь необходимые 4 тысячи воспитателей? Пока сады строятся, власти и эксперты ищут ответы.
Приток населения в Подмосковье провоцирует активную
многоэтажную застройку. Несмотря на жесткую позицию властей области по
отношению к застройщикам, не выполняющим обязательства по обеспечению
жителей новых домов соответствующей инфраструктурой, пока победить
дефицит садов, школ, поликлиник все же не удалось. Самая большая брешь –
нехватка дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).
Подмосковье – лидер по очередям в детсады в России. Цифры, отражающие
дефицит мест в детских садах в 2013 году, просто огромны: ежегодно
прибавляется порядка 30 тысяч детей от 3 до 7 лет.
206 612 детей в возрасте до 7 лет лишены возможности ходить в садики.
Самыми проблемными можно считать районы Одинцовский, Мытищинский,
Раменский, Люберецкий и городской округ Химки. В Красногорском районе
очередь составляет 9 тысяч человек! Некоторые родители выбивают заветные
места через суд. Кое-где на помощь приходят частные детские сады, но,
конечно, не каждая семья может себе это позволить, хотя муниципалитеты
компенсируют часть оплаты.
Власти всячески стремятся решить проблему нехватки мест в детсадах:
строят новые, реконструируют старые, поддерживают частные. По словам
зампредседателя правительства Подмосковья Германа Елянюшкина, сейчас в
Московской области не хватает 226 детсадов. В соответствии с
губернаторской программой «Наше Подмосковье. Приоритеты Подмосковья»
планируется строить 85 садов ежегодно. Это сократит очередь и
ликвидирует дефицит детсадов к 2015 году.
Пока идет строительство, правительство Московской области постаралось
снять социальную напряженность в период ожидания. С 1 июля в области
начала работать единая информационная система (ЕИС) «Зачисление в
детские образовательные учреждения». Для жителей это удобная возможность
записать ребенка в детский сад и следить в режиме онлайн, как движется
очередь. Новая система также поможет чиновникам получить самые свежие
данные о потребностях юных жителей Подмосковья в детсадах.
Наш дефицитный воспитатель
Застройка и электронная очередь, однако, полностью не снимут проблему
устройства ребенка в детский сад. Недостаток зданий - лишь одна сторона
медали. Вторая – нехватка квалифицированного персонала. Чем объясняется
дефицит воспитателей в ДОУ Подмосковья? Близость к Москве
городов-спутников и вытекающая отсюда колоссальная разница в зарплатах
воспитателей – один из решающих факторов утечки кадров в столицу.
Результаты анализа множества вакансий на сайтах «headhunter.ru»,
«jooble.ru» и «zarplata.ru» показали, что московские детсады готовы
предложить воспитателю оклад от 35 - 40 тысяч в месяц. Воспитатель в
области, несмотря на несколько волн повышения зарплаты, радуется
ежемесячным 18 - 20 тысячам.
Непростая работа наряду с невысоким окладом делает профессию абсолютно
непрестижной и непривлекательной. Да и откуда взяться профессионалам?
Педагогических колледжей в Московской области осталось очень мало. Их
перепрофилировали из-за нехватки абитуриентов. Несколько столичных вузов
готовят работников дошкольного образования, но приток кадров оттуда –
минимальный. Сами студенты признаются, что единицы из них собираются
работать по специальности, а многие и вовсе «косят» от армии.
Осложнил ситуацию и вышедший закон, обязывающий всех воспитателей иметь
высшее образование. Каждый шестой воспитатель – пенсионного или
предпенсионного возраста. Эти люди с многолетним стажем, как правило,
ответственно и с любовью относятся к своей работе, но не заканчивали в
свое время вуз. Теперь им предстоит пройти курсы повышения квалификации.
В течение года опытные специалисты не будут иметь права заниматься
педагогической деятельностью. И кто знает, сколько из них и вовсе решат
уйти.
Нехватка кадров приводит к найму неквалифицированных специалистов, у
которых нет ни диплома, ни элементарных навыков общения с малышами. Это
крайне негативно влияет на развитие детей, ведь фундамент психики
закладывается в возрасте от 2 до 5 лет. Также нередки случаи, когда
заведующий детским садом упрашивает мам или бабушек поработать
воспитателем или няней в обмен на место в детсадовской группе. Здесь
есть другие подводные камни: «родные» воспитатели уделяют внимание
своему ребенку, в то время как остальные двадцать деток остаются
фактически без присмотра.
«Московской области в ближайшие два года потребуется порядка 4 тысяч
педагогов дошкольного образования», - рассказала министр образования
области Марианна Кокунова. Такое количество необходимо для обеспечения
сотрудниками 170 детских садов, которые планируется построить в регионе к
2015 году. Но как же решить проблему нехватки кадров? Ведь в ином
случае новые садики останутся стоять пустыми.
По словам Марианны Кокуновой, в министерстве готовы рассмотреть
возможность дополнительного стимулирования воспитателей. В частности,
педагогам могут предложить льготные путевки в подмосковные санатории и
скидки при оплате услуг ЖКХ. Кроме того, повышение зарплаты работникам
бюджетных учреждений в 2013 году должно стимулировать приток молодых
педагогов в сферу дошкольного образования. Популярны идеи директивно
направлять выпускников педагогических колледжей и вузов на работу в
детсады. Как работа по принуждению отразилась бы на качестве воспитания
наших малышей, остается только гадать.
Эксперты убеждены: нельзя пускать эту ситуацию на самотек. Необходимо
возобновить подготовку воспитателей для ДОУ в вузах, вновь сделать эту
профессию престижной. А для этого надо пересмотреть систему оплаты
труда. «Поднять зарплату нужно как минимум в 2–3 раза», - убежден Сергей
Комков, ведущий российский эксперт в области образования.
Таким образом, нехватка детских садов – это проблема многопланового
характера. Построить здания – самое малое необходимое, что можно
сделать. Для будущих профессионалов работа в своем родном городе должна
стать ценностью. Но эта задача кажется невыполнимой, если местная власть
не будет идти навстречу, активно предлагая различные социальные
программы и финансово мотивируя будущие педагогические кадры.
Мнение граждан:
«Воспитывать малышей за копейки согласны единицы».
«Я почти каждое утро слышу от нашей воспитательницы, что очередная
сотрудница заявление на увольнение написала. А новых не приходит, и куда
пропадают выпускницы педучилища - неизвестно. Даже не знаю, что будет,
если последняя воспитательница в группе уволится. Закроют группу?.. А
настроения персонала в нашем саду близки к повальному увольнению».