Дмитрий Дроздецкий: «Рисование для меня как воздух»
«Красногорск. История в картинах» так называется проект художника, краеведа, члена арт-группы «Митьки» Дмитрия Дроздецкого.
В 2016 году он стал лауреатом премии губернатора Московской области «Наше Подмосковье». В декабре прошлого года в Молодежном Медиацентре состоялась творческая встреча с Дмитрием. Полтора часа разговоров о живописи и краеведении, о жизни и творчестве пролетели незаметно. Результатом этого общения стало интервью, которое подготовила резидент ММЦ Мария Михайлова. Сегодня мы предлагаем его вашему вниманию.
- Дмитрий, когда вы начали рисовать и когда поняли, что живопись станет вашей профессией?
- Моя мама говорит, что я стал рисовать раньше, чем говорить. Сколько я себя помню, мне все время хотелось рисовать. Родители могли оставить меня дома и уйти в кино, а вернувшись увидеть, что я изрисовал пол-альбома. Это мне заменяло игры. Рисование для меня как воздух. Я занимался в различных спортивных секциях, но ждал, когда пойду в четвертый класс. Я думал, что в этом возрасте принимают в художественную школу. Потом выяснилось, что туда принимают с пятого класса и пришлось ждать еще год. На сэкономленные деньги я купил краски и на дощечке от посылочного ящика нарисовал свою первую картину маслом. Я подарил ее своей учительнице истории, дочери известного красногорского краеведа Петра Потёмкина. Мне больше всего нравилось и до сих пор нравится рисовать архитектуру, так что мое увлечение краеведением началось тоже с детства. Знаменитый скульптор Сергей Тимофеевич Конёнков мой двоюродный прадедушка, дедушка по маме после войны работал начальником охраны Пушкинского музея. Так что моя семья всегда, в том или ином качестве, была связана с искусством.
-Чем кроме живописи вы увлекались в юности?
- Я увлекался фотографией и ходил в фотокружок к Галине Лукьяновой. У меня был фотоаппарат, так что фотографировать я начал рано. Для меня фотография, графика, живопись очень близкие и взаимосвязанные вещи.
-Почему вы выбрали МИИГаИК в качестве высшего учебного заведения?
- Окончил я художественную школу, затем общеобразовательную школу и сдавал экзамены в Строгановку. Экзамены сдал успешно, но меня в институт не приняли. Так поступили не только со мной. На наши места зачисли студентов из Вьетнама. Хотя нам пообещали принять без экзаменов на следующий год, больше в Строгановку я не вернулся. Очень много занимался самообразованием. В МИИГАиК поступил за компанию с подругой. Я окончил факультет аэрофотосъемки, а она ушла из института, так и не доучившись. Несмотря на то, что это был технический ВУЗ, в студенческие годы я много рисовал. Например, я делал стенгазеты для своего факультета, а за денюжку и для других факультетов. Там в 1985 году прошла моя первая персональная выставка живописи.
- Дмитрий, после окончания института вы работали по специальности?
- Да, некоторое время я работал геодезистом. Был даже в командировке в Нагорном Карабахе. В то время там шла война. Я познакомился с будущим президентом Армении Робертом Кочаряном, был у него дома в Спепанокерте. После Карабаха начался новый этап в творчестве. Я стал очень много рисовать и писать маслом. Тема войны отразилась в серии работ, которая выставлялась в посольстве Армении в 2003 году. На открытие выставки пришел Роберт Кочярян. Тогда он уже стал президентом Армении.
- В 1987-1989 годах вы учились в Рижской Академии художеств на кафедре рекламного дизайна. Вы работали в рекламном бизнесе у нас в стране и как вы оцениваете отечественную рекламу?
- Я работал в рекламе девять лет. Сотрудничал с промышленными предприятиями, различными фирмами и фондами. Я начинал работать в рекламе в то время, когда у нас толком не знали, как ее нужно делать. Наша реклама - это калька не с лучших западных образцов. Например, в рекламе одного из сотовых операторов некий Гоша, которому уже двести лет в обед, пытается в кадре изобразить некую пародию на фильмы ужасов. Я не думаю, что это смешно, когда люди звонят своим близким и не могут дозвониться. В этот момент действительно в голову приходят разные неприятные вещи, и это не повод для шуток. Приведу еще один пример. Радиостанция «Эхо Москвы», когда произошел теракт на Пушкинской между, сообщениями о числе жертв и пострадавших, давала рекламные отбивки: «Радиостанция «Эхо Москвы». Только хорошие новости». Пример качественной рекламы для меня Швеция и Швейцария. Они всё продумывают в отличие от нас.
- Кого из отечественных художников вы можете назвать как своих учителей?
- Дело в том, что я всегда изучал живопись. Мне просто интересно было смотреть на картины. Я ходил в детскую библиотеку, чтобы рассматривать альбомы с репродукциями работ художников, размышлять кто, как и что рисует. Настоящим откровением для меня стали ранние работы Николая Рериха. Картины, которые он написал в России. Я до сих пор считаю его своим учителем во многих вещах. Художник группы «Митьки» Володя Яшке тоже в какой-то мере оказал на меня влияние. Мне не интересно работать все время в одном стиле. Я пробую себя в разных направлениях. Лет тридцать я изучаю стиль Модерн. Меня интересует северный вариант Модерна. Югендштиль встречается в Питере, Финлядии и Германии. Он более сдержан и лаконичен. Также я изучал стиль «Венский сецессион». Усвоив все это, я старался в своих работах не быть похожим, не копировать. Мне интересно искусство средневековья и импрессионисты. Из русских художников это Борис Кустодиев, Иван Билибин, Апполинарий Васнецов, Мария Якунчикова, Лев Бакст.
- Когда вы начали работать над проектом «Красногорск. История в картинах»? В чем его идея?
В начале 2000-х я стал рисовать акварели тех памятников архитектуры Красногорска, которых уже нет, потом сделал серию графических работ на эту же тему. С 2005-го начал делать живописные работы на основе фотографий. На одной из картин изображен первый многоэтажный дом, который был построен в нашем городе в 1926-1927 годах. На первом этаже находился магазин Гастроном, ещё этот магазин назывался «Ударник». Этот дом существует и сейчас. На моих картинах вход в городской парк и дома на площади Маяковского, улица Речная и здание старого техникума, вход на городскую плотину. В проекте есть живописные изображения храмов и часовен в Нахабино, Опалихе, Ангелово, Архангельском, Ильинском, Чернево, Павшино, Петрово-Дальнем. Есть на моих картинах памятники архитектуры, которые сейчас отреставрированы. Много и тех, которые, к сожалению, утрачены и их изображения остались только на исторических фотографиях и на моих картинах. Кроме меня наш район и город рисовал только наш земляк, заслуженный художник России, член Союза художников РФ и Международной федерации профессиональных художников ЮНЕСКО Петр Никитович Решетников. К сожалению, у нас в Красногорске нет ни картинной галереи, ни краеведческого музея, хотя они должны быть в каждом районном городе. Большинство моих работ размещается в помещении Управления культуры и, к сожалению, мало кто из красногорцев может их увидеть, а адресованы они прежде всего им.
- Дмитрий, что для вас краеведение: хобби или одно из профессиональных занятий?
- Краеведение давно стало частью моей жизни. Я начал заниматься им еще в детстве. Ведь в городе и районе столько мест, которые связаны с историей нашего государства. Например, в Нахабино в начале двадцатого века было общество трезвости. Это был один из центров исцеления от алкоголизма. Со всей Московской губернии съезжались люди и перед иконой давали зарок не пить. Достоверно известно о десяти тысячах поборовших эту пагубную привычку. Красногорск связан с именем патриарха Никона. На месте, где сейчас находится церковь Успения Божьей Матери в Чернево, стоял Путевой дворец патриарха Никона. Там он и был арестован в 1666 году. Усадьба «Архангельское». С этим местом связано очень много интересных исторических фактов. А сколько еще мест в Красногорском районе, которые толком не изучены! Так что краеведение для меня можно сказать вторая профессия.
- Дмитрий, рисовали ли вы когда-нибудь комиксы и как относитесь к этому жанру?
- К разным комиксам я отношусь по-разному. В мое время был детский журнал «Веселые картинки». У него был астрономический тираж, и он был полностью основан на комиксах. Но это не были стандартные американские комиксы, это были картинки, что называется с душою. Там отсутствовало насилие, они были смешные, интересные и прорисованы настолько хорошо, что ребенок всегда стремился разглядеть детали. Я скачал с торрента «подшивку» этих «Веселых картинок» и вечером периодически их посматриваю. Там куча интересных вещей. С этим журналом сотрудничали художники высоко класса, такие как Герман Огородников. Благодаря «железному занавесу» у нас была своя самобытная и высочайшего уровня школа графики и карикатуры. В конце восьмидесятых годов я разговаривал с одним американским художником. Он похвалился, что зашел в антикварный магазин и увидел подшивки «Веселых картинок» и «Мурзилки». Он их купил и сказал: «Для меня это такое открытие! У вас страна гениев. Я не буду больше смотреть диснеевские мультфильмы потому, что там все время бьют по морде. У вас по морде никого не бьют. Я теперь понял, почему вы пишите везде «Миру-Мир». Потому что вы за мир боритесь, а мы этот мир разрушаем». Вот такое откровение я услышал от американца. Я рисовал комиксы на латышском языке и они были про двух мальчиков в Риге, которые нашли подземных ход. Это было в конце 1980-х и делалось для заработка. Латышский молодёжный журнал «Падомью яунатне» напечатал их, а гонорар я так и не получил.
- Расскажите о вашем участии в арт-группе «Митьки».
- С некоторыми «митьками» я познакомился, когда был еще студентом. Дмитрий Шагин, Владимир Шинкарев, Владимир Яшке стояли у истоков этого творческого объединения. Было время, когда «Митьки» входили в пятерку питерских брендов. Мало кто знает, что с «Митьками» в разное время сотрудничали Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, космонавт, дважды Герой Советского Союза Владимир Джанибеков. В 1994 году мы создали творческое объединение «Красный Матрос» и выпустили более двухсот книг. Большинство авторов никто и никогда не издавал, а после публикации у нас многие из них стали знаменитыми. Я занимался дизайном, версткой, иллюстрацией этих книг. С 1993 года я «сам себе режиссер». Делаю то, что хочется, приятно и интересно делать.
- Дмитрий, спасибо вам за интересную беседу. Желаю вам успехов в творчестве и надеюсь, что вы снова придете к нам в Медиацентр и расскажете еще много интересного.
Автор теста Мария Михайлова
Автор фото Елена Харитонова
В 2016 году он стал лауреатом премии губернатора Московской области «Наше Подмосковье». В декабре прошлого года в Молодежном Медиацентре состоялась творческая встреча с Дмитрием. Полтора часа разговоров о живописи и краеведении, о жизни и творчестве пролетели незаметно. Результатом этого общения стало интервью, которое подготовила резидент ММЦ Мария Михайлова. Сегодня мы предлагаем его вашему вниманию.
- Дмитрий, когда вы начали рисовать и когда поняли, что живопись станет вашей профессией?
- Моя мама говорит, что я стал рисовать раньше, чем говорить. Сколько я себя помню, мне все время хотелось рисовать. Родители могли оставить меня дома и уйти в кино, а вернувшись увидеть, что я изрисовал пол-альбома. Это мне заменяло игры. Рисование для меня как воздух. Я занимался в различных спортивных секциях, но ждал, когда пойду в четвертый класс. Я думал, что в этом возрасте принимают в художественную школу. Потом выяснилось, что туда принимают с пятого класса и пришлось ждать еще год. На сэкономленные деньги я купил краски и на дощечке от посылочного ящика нарисовал свою первую картину маслом. Я подарил ее своей учительнице истории, дочери известного красногорского краеведа Петра Потёмкина. Мне больше всего нравилось и до сих пор нравится рисовать архитектуру, так что мое увлечение краеведением началось тоже с детства. Знаменитый скульптор Сергей Тимофеевич Конёнков мой двоюродный прадедушка, дедушка по маме после войны работал начальником охраны Пушкинского музея. Так что моя семья всегда, в том или ином качестве, была связана с искусством.
-Чем кроме живописи вы увлекались в юности?
- Я увлекался фотографией и ходил в фотокружок к Галине Лукьяновой. У меня был фотоаппарат, так что фотографировать я начал рано. Для меня фотография, графика, живопись очень близкие и взаимосвязанные вещи.
-Почему вы выбрали МИИГаИК в качестве высшего учебного заведения?
- Окончил я художественную школу, затем общеобразовательную школу и сдавал экзамены в Строгановку. Экзамены сдал успешно, но меня в институт не приняли. Так поступили не только со мной. На наши места зачисли студентов из Вьетнама. Хотя нам пообещали принять без экзаменов на следующий год, больше в Строгановку я не вернулся. Очень много занимался самообразованием. В МИИГАиК поступил за компанию с подругой. Я окончил факультет аэрофотосъемки, а она ушла из института, так и не доучившись. Несмотря на то, что это был технический ВУЗ, в студенческие годы я много рисовал. Например, я делал стенгазеты для своего факультета, а за денюжку и для других факультетов. Там в 1985 году прошла моя первая персональная выставка живописи.
- Дмитрий, после окончания института вы работали по специальности?
- Да, некоторое время я работал геодезистом. Был даже в командировке в Нагорном Карабахе. В то время там шла война. Я познакомился с будущим президентом Армении Робертом Кочаряном, был у него дома в Спепанокерте. После Карабаха начался новый этап в творчестве. Я стал очень много рисовать и писать маслом. Тема войны отразилась в серии работ, которая выставлялась в посольстве Армении в 2003 году. На открытие выставки пришел Роберт Кочярян. Тогда он уже стал президентом Армении.
- В 1987-1989 годах вы учились в Рижской Академии художеств на кафедре рекламного дизайна. Вы работали в рекламном бизнесе у нас в стране и как вы оцениваете отечественную рекламу?
- Я работал в рекламе девять лет. Сотрудничал с промышленными предприятиями, различными фирмами и фондами. Я начинал работать в рекламе в то время, когда у нас толком не знали, как ее нужно делать. Наша реклама - это калька не с лучших западных образцов. Например, в рекламе одного из сотовых операторов некий Гоша, которому уже двести лет в обед, пытается в кадре изобразить некую пародию на фильмы ужасов. Я не думаю, что это смешно, когда люди звонят своим близким и не могут дозвониться. В этот момент действительно в голову приходят разные неприятные вещи, и это не повод для шуток. Приведу еще один пример. Радиостанция «Эхо Москвы», когда произошел теракт на Пушкинской между, сообщениями о числе жертв и пострадавших, давала рекламные отбивки: «Радиостанция «Эхо Москвы». Только хорошие новости». Пример качественной рекламы для меня Швеция и Швейцария. Они всё продумывают в отличие от нас.
- Кого из отечественных художников вы можете назвать как своих учителей?
- Дело в том, что я всегда изучал живопись. Мне просто интересно было смотреть на картины. Я ходил в детскую библиотеку, чтобы рассматривать альбомы с репродукциями работ художников, размышлять кто, как и что рисует. Настоящим откровением для меня стали ранние работы Николая Рериха. Картины, которые он написал в России. Я до сих пор считаю его своим учителем во многих вещах. Художник группы «Митьки» Володя Яшке тоже в какой-то мере оказал на меня влияние. Мне не интересно работать все время в одном стиле. Я пробую себя в разных направлениях. Лет тридцать я изучаю стиль Модерн. Меня интересует северный вариант Модерна. Югендштиль встречается в Питере, Финлядии и Германии. Он более сдержан и лаконичен. Также я изучал стиль «Венский сецессион». Усвоив все это, я старался в своих работах не быть похожим, не копировать. Мне интересно искусство средневековья и импрессионисты. Из русских художников это Борис Кустодиев, Иван Билибин, Апполинарий Васнецов, Мария Якунчикова, Лев Бакст.
- Когда вы начали работать над проектом «Красногорск. История в картинах»? В чем его идея?
В начале 2000-х я стал рисовать акварели тех памятников архитектуры Красногорска, которых уже нет, потом сделал серию графических работ на эту же тему. С 2005-го начал делать живописные работы на основе фотографий. На одной из картин изображен первый многоэтажный дом, который был построен в нашем городе в 1926-1927 годах. На первом этаже находился магазин Гастроном, ещё этот магазин назывался «Ударник». Этот дом существует и сейчас. На моих картинах вход в городской парк и дома на площади Маяковского, улица Речная и здание старого техникума, вход на городскую плотину. В проекте есть живописные изображения храмов и часовен в Нахабино, Опалихе, Ангелово, Архангельском, Ильинском, Чернево, Павшино, Петрово-Дальнем. Есть на моих картинах памятники архитектуры, которые сейчас отреставрированы. Много и тех, которые, к сожалению, утрачены и их изображения остались только на исторических фотографиях и на моих картинах. Кроме меня наш район и город рисовал только наш земляк, заслуженный художник России, член Союза художников РФ и Международной федерации профессиональных художников ЮНЕСКО Петр Никитович Решетников. К сожалению, у нас в Красногорске нет ни картинной галереи, ни краеведческого музея, хотя они должны быть в каждом районном городе. Большинство моих работ размещается в помещении Управления культуры и, к сожалению, мало кто из красногорцев может их увидеть, а адресованы они прежде всего им.
- Дмитрий, что для вас краеведение: хобби или одно из профессиональных занятий?
- Краеведение давно стало частью моей жизни. Я начал заниматься им еще в детстве. Ведь в городе и районе столько мест, которые связаны с историей нашего государства. Например, в Нахабино в начале двадцатого века было общество трезвости. Это был один из центров исцеления от алкоголизма. Со всей Московской губернии съезжались люди и перед иконой давали зарок не пить. Достоверно известно о десяти тысячах поборовших эту пагубную привычку. Красногорск связан с именем патриарха Никона. На месте, где сейчас находится церковь Успения Божьей Матери в Чернево, стоял Путевой дворец патриарха Никона. Там он и был арестован в 1666 году. Усадьба «Архангельское». С этим местом связано очень много интересных исторических фактов. А сколько еще мест в Красногорском районе, которые толком не изучены! Так что краеведение для меня можно сказать вторая профессия.
- Дмитрий, рисовали ли вы когда-нибудь комиксы и как относитесь к этому жанру?
- К разным комиксам я отношусь по-разному. В мое время был детский журнал «Веселые картинки». У него был астрономический тираж, и он был полностью основан на комиксах. Но это не были стандартные американские комиксы, это были картинки, что называется с душою. Там отсутствовало насилие, они были смешные, интересные и прорисованы настолько хорошо, что ребенок всегда стремился разглядеть детали. Я скачал с торрента «подшивку» этих «Веселых картинок» и вечером периодически их посматриваю. Там куча интересных вещей. С этим журналом сотрудничали художники высоко класса, такие как Герман Огородников. Благодаря «железному занавесу» у нас была своя самобытная и высочайшего уровня школа графики и карикатуры. В конце восьмидесятых годов я разговаривал с одним американским художником. Он похвалился, что зашел в антикварный магазин и увидел подшивки «Веселых картинок» и «Мурзилки». Он их купил и сказал: «Для меня это такое открытие! У вас страна гениев. Я не буду больше смотреть диснеевские мультфильмы потому, что там все время бьют по морде. У вас по морде никого не бьют. Я теперь понял, почему вы пишите везде «Миру-Мир». Потому что вы за мир боритесь, а мы этот мир разрушаем». Вот такое откровение я услышал от американца. Я рисовал комиксы на латышском языке и они были про двух мальчиков в Риге, которые нашли подземных ход. Это было в конце 1980-х и делалось для заработка. Латышский молодёжный журнал «Падомью яунатне» напечатал их, а гонорар я так и не получил.
- Расскажите о вашем участии в арт-группе «Митьки».
- С некоторыми «митьками» я познакомился, когда был еще студентом. Дмитрий Шагин, Владимир Шинкарев, Владимир Яшке стояли у истоков этого творческого объединения. Было время, когда «Митьки» входили в пятерку питерских брендов. Мало кто знает, что с «Митьками» в разное время сотрудничали Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, космонавт, дважды Герой Советского Союза Владимир Джанибеков. В 1994 году мы создали творческое объединение «Красный Матрос» и выпустили более двухсот книг. Большинство авторов никто и никогда не издавал, а после публикации у нас многие из них стали знаменитыми. Я занимался дизайном, версткой, иллюстрацией этих книг. С 1993 года я «сам себе режиссер». Делаю то, что хочется, приятно и интересно делать.
- Дмитрий, спасибо вам за интересную беседу. Желаю вам успехов в творчестве и надеюсь, что вы снова придете к нам в Медиацентр и расскажете еще много интересного.
Автор теста Мария Михайлова
Автор фото Елена Харитонова