RSS
Арас Агаларов об экономике, башне Трампа, своих планах и станции Мякинино
Невозможно экономику раскрутить только за счет нефтегазового сектора.

Президент "Крокус Групп" Араз Агаларов дал интервью РИА Недвижимость он рассказал, что мешает российской экономике восстановиться, что нужно сделать, какие новые проекты он собирается запускать. Предлагаем фрагменты этого интервью.

Араз Искендерович, как ваша компания чувствует себя в кризис?
– Очень плохо.
Неожиданно.
– Ну, я всегда драматизирую ситуацию. Когда хорошо – я говорю "все очень хорошо". Когда немножко плохо, я говорю – "все очень плохо". Это называется "гипердиагноз".
Вот чем отличается американская медицина от нашей? Предположим, у вас сомнительная родинка. В нашей больнице вам говорят – приходите через год, посмотрим. Через год приходишь, а там меланома, базалиома. Все, человек умер.
А в Америке, если врачи видят такую родинку, то они сразу направляют пациента на ее удаление. У нас такой подход называется "гипердиагностика". Но гипердиагностика дает плюс 20 лет продления жизни относительно стран, где ее нет.
– У вас диверсифицированный бизнес. Какие его сектора больше всего пострадали?
– Показатели везде снизились. И в выставочном бизнесе, и в строительном, и в торговле показатели стали хуже.
– Так какой бизнес актуален в кризис?
– Похоронный. Надо открывать похоронное бюро (смеется).
Я же говорю, все плохо.
– Как-то это очень пессимистично звучит.
– Такова реальность. Экономика – это часовой механизм. Все шестеренки связаны. Если у вас крутятся строительство, торговля, сельское хозяйство, то механизм работает. Но невозможно всю экономику раскрутить только за счет одного нефтегазового сектора. Сейчас на нефть и газ все рассчитано – все законы, постановления, курс рубля, ставка. Это путь в никуда.

– Что нужно для восстановления экономики?
– Надо сделать две вещи. Оставить в покое курс, чтобы он сам двигался туда, куда хочет. У России, слава богу, пока экспорт превышает импорт. Поэтому по объективным причинам курс должен сам укрепляться. Но мы не даем ему такой возможности. А что такое неукрепленный курс? Это потеря доверия к национальной валюте. На частных счетах мертвым грузом лежат 100 миллиардов долларов. Долларовые активы лежат невостребованные, банки не могут их разместить.
В результате кредитный портфель увеличить невозможно. Предприятия буксуют, чтобы обслуживать те кредиты, которые есть. И нет доверия к национальной валюте. Все думают, что завтра будет.
<<…>>
– Какие новые проекты вы планируете запускать?
– У нас есть площадка на Киевском шоссе, купленная под четвертый торгово-развлекательный комплекс Vegas. Он сейчас находится в стадии проектирования. Возможно, нам удастся начать строительство на бескредитной основе, либо подкредитоваться в самом конце, когда он уже будет близок к завершению. Стройку мы планируем начать в этом году и построить объект за три года, хотя, как правило, мы укладываемся в два года. Запланированные инвестиции в объект — 15 миллиардов рублей.
Еще есть масштабной проект "Крокус Сити". Это было бы второе "Москва-Сити", в котором было бы жилье, гостиницы, офисные-центры.
– И даже башня Трампа.
– Ну, башня сейчас неактуальна, поскольку Трамп теперь не может заниматься бизнесом.
И без нее в "Крокус Сити" было бы много чего интересного. Но для того, чтобы реализовать проект в полном объеме, нам бы пришлось удвоить свой кредитный портфель, а мы не хотим увеличивать кредитную нагрузку.
Вот ко мне приезжают коллеги из международной компании Reed, которая занимается выставочной деятельностью. Когда я говорю, что у нас кредитный портфель 1,7 миллиарда, они пожимают плечами: "А чего такой маленький? У вас столько объектов, вы столько делаете". Я спрашиваю: "Сколько у вас?" "А у нас, – говорят, – 4,8 миллиарда".
Я говорю: "Да, но как вы их обслуживаете?". А у них кредитная ставка 2,3%. Если бы у меня была ставка 2,3%, я бы свой кредитный портфель утроил бы.
Почему у нас так шикарно расширяются "Ашан", "Леруа Мерлен", "Глобус"? Представьте, что мы находимся на ринге. Мы легковесы с нашим кредитным портфелем и уровнем ключевой ставки, а против нас стоят супертяжи. Вот и вся разница.
– Так какие у вас планы по "Крокус Сити"?
– Мы начали строительство офисной башни в прошлом году. Сейчас стройка встала, потому что я не хотел брать на нее кредит. Своими силами башню можно было бы построить, но бессмысленно. На рынке нет такой потребности в офисных площадях класса А. Строить такую шикарную башню, потратить на нее, условно говоря, 300-350 миллионов долларов, чтобы потом сдавать ее за 15 тысяч рублей за квадратный метр – не очень хочется.
А жилье?
– Жилье, наверное, мы начнем строить в следующем году. Но тоже не на кредитный ресурс.
У нас в "Крокус Сити" есть одна жилая башня, в ее стилобатной части в лучших традициях "Крокуса" будет размещено все, что можно представить, — начиная от детских садов, бассейнов, ресторанов, пекарни, химчистки, парикмахерской. Это три этажа площадью 15-20 тысяч "квадратов". И над ней будет башня – еще 100 тысяч квадратных метров.
– Не жалеете, что взялись за проект строительства ЦКАД?
— Да я вообще жалею, что родился (смеется). Даже песок по сравнению с проектным подорожал. В проекте стоит песок 280 рублей. Но сегодня, если пойти на рынки, вы за 280 рублей песок не купите. Казалось бы, экскаватор земли достал, в машину погрузил и привезли. Но даже такой стройматериал подорожал в три раза.
– Планируете ли строительство на участках рядом с ЦКАД? Как будете отбивать вложенные деньги?
– Будем отбивать за счет платного трафика. Но сейчас мы даже не понимаем, какой там будет трафик. Посмотрите на платную дорогу в Шереметьево – она же пока пустая.
– Уверены, что сможете уложиться в заявленные сроки строительства?
– Дело в том, что наш участок ЦКАД – это новая дорога, в отличие от, например, второго участка, на котором просто расширение действующей магистрали. На участке этой новой дороги есть три заправки, 86 домов и куча разных других объектов. Надо освобождать земли, и должны это сделать не мы, а заказчик.
Там, где земля освобождена, стройка идет полным ходом. Там, где она не освобождена – сроки от нас не зависят.
<<…>>
– Давайте поговорим о станции метро "Мякинино". Удалось вам ЗОСы получить?
– Это непростой вопрос, но сейчас никакого противостояния с московским правительством нет. С Сергеем Семеновичем Собяниным мы обо всем договорились, идет процесс допроектирования и сдачи объекта в эксплуатацию.
– Когда документы будут окончательно готовы?
—–Как я уже сказал, уже идет процесс допроектирования, и в этом году эта тема будет закрыта полностью.

Беседовал Александр ЛЕКСАКОВ.

Полностью тут: riarealty.ru/analysis_interview/20170217/408366850.html
Добавил(а) Dinka / 21.11.2024 в 18:11 / Просмотров: 1649 / Что пишут?
КрасногорскOnline
© 2024 Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка Красногорск online обязательна. 16+