Не секрет, что жители Подмосковья недовольны низким уровнем медицины, в некоторых районах области народный гнев по этому поводу достиг предела. Люди жалуются на грубость и непрофессионализм врачей, на то, что «скорая помощь» приезжает спустя часы, когда ее уже не ждут. А «льготники» жалуются на то, что не могут купить по бесплатным рецептам нужные лекарства.
И так далее и тому подобное. С другой стороны, медики тоже недовольны существующей системой здравоохранения: зарплаты у них маленькие, о служебном жилье можно только мечтать, и диагностическая база вообще хромает.
Но вот в чем парадокс: Московская область из своего бюджета ежегодно тратит миллиарды рублей на оказание медицинской помощи населению. Далеко не каждый регион России может похвастаться такой щедростью. Так куда уходят деньги? Диагноз больной системе здравоохранения области ставит ее новый министр. Дмитрий Тришкин стал министром здравоохранения Подмосковья чуть больше двух месяцев назад. Но, как он говорит, этого времени ему хватило, чтобы понять — подмосковной медицине для выздоровления необходим здоровый дух свободной конкуренции.
— Вначале немного статистики: на территории Московской области официально проживают 7,5 млн человек, медицинскую помощь им оказывают 450 учреждений, из них 145 — это государственные клиники, т.е. областного подчинения, остальные муниципальные учреждения. В основном именно они оказывают бесплатную помощь населению и финансируются за счет бюджетных средств и через фонд «Обязательного медицинского страхования» (ОМС). Ни ведомственные, ни частные клиники финансироваться из этих источников не могут, поэтому у государственных и муниципальных лечебных учреждений сейчас нет конкурентов, поэтому и стимула повышать качество оказываемых услуг тоже нет. А контроль со стороны вышестоящих организаций должного эффекта не дает. Ну сколько мы можем проверить поликлиник или больниц, от силы 10 процентов — это верхушка айсберга. У врачей должна быть личная заинтересованность в улучшении своей работы.
— Вы собираетесь предпринять некие шаги в этом направлении?
— С 1 января 2013 года система здравоохранения Московской области переходит на многоканальную систему финансирования. Попробую в двух словах объяснить, что это такое. Сегодня большинство наших лечебных учреждений финансируется из двух источников: деньги на медикаменты и зарплату поступают из фонда ОМС, а на ремонт больниц и поликлиник, на медицинское оборудование — либо из местных бюджетов, если больница муниципальная, либо из бюджета Московской области, если это государственное лечебное учреждение. С 1 января 2013 года все эти средства также уйдут в фонд ОМС, и будет формироваться так называемый полный тариф на каждый вид медицинской помощи.
— И что эта новая система финансирования даст пациентам?
--Тогда все медицинские учреждения, независимо от форм собственности, смогут предоставлять населению бесплатную медицинскую помощь, получая финансирование через страховые компании. Количество игроков на рынке предоставления медицинских услуг населению, мы надеемся, вырастет. И это породит конкуренцию. А у пациентов появится возможность выбирать себе врача и медицинское учреждение в целом, которое бы его полностью устраивало и соответствовало высоким стандартам, предъявляемым к современной медицине. Для меня, как заказчика медицинских услуг, важно, чтобы медпомощь была оказана качественно, а кто ее окажет — муниципальное учреждение, государственное, частное или ведомственное, без разницы.
— Чтобы поднять на должный уровень медицинскую помощь, конечно, нужны глобальные реформы, но для того чтобы в больницах было чисто и кормили вкусно, наверное, переворот в сознании не нужен…
— Лично я считаю, что главный врач больницы должен заниматься только организацией лечебной работы. Питание, стирка, охрана — все эти услуги легко в стационарах могут оказывать сторонние организации. На рынке этих услуг высокая конкуренция, поэтому найти исполнителя, который выполнит услугу качественно и по адекватной цене, не сложно. Возможно, где-то вообще проще передать больничный пищеблок в аренду. Но все надо считать: если где-то уже закуплено хорошее оборудование для кухни, сложился коллектив поваров, и пациенты довольны, и цена оказания этой услуги собственными силами невысока, тогда лучше оставить все как есть.
— Для меня было полной неожиданностью узнать, что бюджет Московской области на здравоохранение считается одним из самых больших среди субъектов Российской Федерации, а как это отражается на пациентах?
— Действительно, Московская область имеет достаточно большое подушевое финансирование населения в системе здравоохранения. Сегодня эта сумма равна 2900 рублям. Норматив финансирования в рамках программы «Государственных гарантий» составляет еще 7600 рублей на жителя области. Как видите, средств из бюджета выделяется много, но польза для пациента не всегда очевидна.
— Да и медики высокой зарплатой похвастаться не могут.
— Средняя зарплата врача в Московской области на 1 июля равна 42 тысячам рублей, а в целом в отрасли она составляет 27 тыс. руб. На фоне других регионов это неплохие деньги, но мы понимаем, что для Московской области этот уровень зарплаты достаточно низкий. С 1 сентября зарплата бюджетникам Московской области, в том числе и в системе здравоохранения, была увеличена на 6 процентов. Но есть ряд специалистов, в которых область испытывает хронический дефицит. В первую очередь это касается врачей-перинатологов. Мы отремонтировали и построили большое количество родильных домов, появились новые койки для вынашивания тяжелых детишек, поэтому этих специалистов нам сейчас очень не хватает, и мы решили изыскать дополнительные средства в бюджете и поднять должностные оклады врачам-перинатологам на 100 процентов. В дальнейшем будем повышать зарплаты медицинским работникам в дошкольных учреждениях и выравнивать зарплату между медицинскими работниками стационаров и поликлиник. К сожалению, врачи в стационарах получают сейчас несколько меньше, чем их коллеги в амбулаториях.
— Многие врачи говорят, что поехали бы работать на село даже за ту зарплату, которая есть сейчас, если бы был решен вопрос с жильем. Какие решения этой проблемы вы видите?
— Безусловно, мы понимаем, что не всегда одними деньгами можно привлечь недостающие кадры. И вопросы жилья для медработников будут решаться в самое ближайшее время. Концепция жилищного строительства области, которая сейчас разрабатывается, предусматривает строительство служебного жилья для медработников.
— Какой вы видите реформу системы здравоохранения Московской области — это будет многоступенчатая операция? Или вы собираетесь сразу построить совершенно новую сеть медицинских учреждений?
— Реформа структуры всей сети медицинских учреждений — это самый важный вопрос сейчас, и мы будем обсуждать его с медицинским сообществом, с профсоюзами, с депутатами, от этого будет зависеть то, как будет дальше развиваться отрасль здравоохранения. Сейчас, например, амбулаторная помощь находится в ведении муниципалитетов, область делегировала им эти полномочия, но не всегда им хватает на исполнение этих обязанностей средств в бюджете. Стоит ли забирать всю первичную сеть в область или нужно взять только те учреждения, где сейчас совсем плохи дела? Над концепцией будущей реформы сейчас трудится рабочая группа, но поменять административные рычаги недостаточно, надо еще менять идеологию врачей. Только прозрачная конкурентная среда поможет нам повысить качество оказываемой медицинской помощи. В силу разных обстоятельств создать такую конкурентную среду возможности раньше не было. Многоканальная система финансирования учреждений здравоохранения откроет возможность участвовать в программе государственной гарантии всем организациям, независимо от форм собственности или видов медицинской помощи, которую они оказывают. Это коснется всех: участковых врачей, узких специалистов, врачей общей практики. И прежде всего реформы надо начинать с низового звена, с первичной помощи.
— То есть с поликлиник, но ведь не секрет, что это самое болото. В участковые нередко идут самые безграмотные и ленивые врачи, они не боятся никаких жалоб — все равно ниже падать некуда, их никто не уволит. А вы еще и зарплату им собираетесь повышать.
— Все поликлиники в будущем перейдут на подушевое финансирование. Каждая поликлиника имеет определенное количество прикрепленного населения, в соответствии с этими данными страховые компании будут ежемесячно перечислять финансирование. Если упадут объемы оказываемой помощи — ведь люди могут уйти к другим врачам, в другие поликлиники или к частникам, то вместе с ними уйдут и деньги. А если сократится финансирование учреждения, то денег на то, чтобы поднять врачам зарплату, у администрации не будет, наоборот, встанет вопрос о сокращении штатов. С другой стороны, если пациенты у нерадивых или ленивых врачей будут попадать в стационар, то страховая компания будет штрафовать данное лечебное учреждение. Поэтому врачи поликлиники будут вынуждены вести профилактическую работу среди населения, диспансеризации, вакцинацию и так далее, лишь бы не допустить серьезных заболеваний.
— Другой больной вопрос — это оперативность бригад «скорой помощи». Порой они приезжают, когда помощь уже некому оказывать: больной умер.
— Во-первых, мы в рамках программы «Модернизация» собираемся обеспечить все бригады «скорой помощи» системой ГЛОНАС. Будем знать, где какая машина находится, и сможем оперативно передать сигнал. Сейчас, напротив, бывает, что на вызов едет «скорая» с другого конца района, хотя рядом находится бригада, которая ничего об этом вызове не знает. Во-вторых, мы должны создать травматологические центры вдоль всех федеральных трасс, т.к. именно там происходит самое большое количество несчастных случаев и ДТП, а также обучить всех сотрудников ГИБДД, МЧС, которые первыми оказываются на месте ДТП, оказывать первую неотложную помощь, как это происходит на Западе. Именно на месте происшествия от умелости этих сотрудников зависит жизнь и здоровье пациента, в травмцентре его должны стабилизировать, а уже потом отправлять в клинику.
— Что хорошего ждет льготников, которые пользуются бесплатными лекарствами?
— Не проходит и дня, чтобы я не занимался этими вопросами. Тут огромное количество жалоб от населения. И, к сожалению, с каждым годом мы будем иметь все больше и больше проблем в этой области. Объясню, почему: из федерального бюджета на лекарства выделяются средства в размере 604 рублей на человека, а в среднем нужно 1500 рублей. При этом «дешевые льготники» предпочитают получать деньги на руки. А в системе остаются «дорогие». Поэтому каждый год нагрузка на бюджет растет, причем в сотнях миллионов рублей. Но есть и другие причины для недовольства населения. Часто бывает, что у нескольких препаратов, имеющих единое действующее начало, — разные торговые названия. Пациенту в стационаре выписали один препарат, а по бесплатному рецепту ему дают другой, но больной привык доверять своему доктору и начинает волноваться. Подозревает, что ему дали препарат худшего качества.
— Много пишут и говорят о том, что в области будет построен современный многопрофильный медицинский центр, причем отвечающий всем мировым стандартам, — это реально?
— Абсолютно. Одной из первых задач, которые передо мной поставил губернатор области Сергей Шойгу, было выбрать партнеров за рубежом, которые бы помогли нам создать такое чудо медицины. С этой целью мы посетили клиники Германии и Голландии, т.к. эти страны имеют богатый опыт строительства и проектирования многофункциональных клиник. Эти медицинские учреждения неразрывно связаны с деятельностью местных университетов. При существующем дефиците кадров нам нужна именно такая база, которая, с одной стороны, оказывала бы нам высокотехнологичную помощь, а с другой — занималась подготовкой медкадров для нашего центра. Мы готовы привлекать для этого специалистов из-за рубежа. Технологии, которые используются во всем мире, давно уже ушли вперед. Нам необходимо догонять ведущие страны. Мы собираемся строить очень крупный многофункциональный центр. Там будет самая современная диагностическая база. Будут различные отделения: хирургия, педиатрия, кардиология, онкология. Будет свой университет. Вместе с тем будет строиться и жилье для персонала. Для специалистов из-за рубежа будем строить индивидуальное жилье, для среднего персонала — квартиры.
— А где собираетесь строить?
— Сейчас рассматривается несколько возможных мест: в Одинцовском районе, в Красногорске, в Домодедовском районе. В расчет принимается много факторов: стройплощадка должна быть не менее 50 га, транспортная доступность хорошая, ведь услугами этого центра будут пользоваться жители многих муниципалитетов, поэтому они должны иметь возможность туда легко добраться, должны быть подведены коммуникации. Мы говорим не просто о хорошем центре, а о лучшем, одна из задач этого центра — использование самых передовых технологий. Персонал будет проходить очень жесткий отбор, это будут самые лучшие специалисты. И последнее: этот центр должен будет оказывать помощь по системе обязательного медицинского страхования. То есть для пациентов он будет бесплатным.
— Это то, что касается высокой медицины, а как будет обстоять дело с низшим звеном? Сельские амбулатории будут возрождаться?
— За последнее время в области было закрыто порядка 150 ФАПов (фельдшерско-акушерский пункт). С одной стороны — это естественный процесс. Миграция сельского населения имеет место быть, люди перебираются в города, и ФАП, который раньше обслуживал население 2000 человек, сейчас обслуживает400–500. Это не говорит о том, что он должен закрыться, другой вопрос — что организация медпомощи на селе находится сейчас в руках органов местного самоуправления. Вопрос: как они это будут организовывать? Многие районы очень адекватно это делают. Кто-то организует работу выездных бригад, которые занимаются профилактикой населения, другие строят новые ФАПы. Кстати, модульный ФАП стоит порядка 5 млн рублей, это не так уж дорого. Но для некоторых муниципалитетов — это запредельные деньги. Чем реконструировать здание больницы позапрошлого века, лучше купить модульный ФАП. Его привезут и соберут под ключ за один день. Амбулаторную помощь на селе мы будем обязательно развивать, но мы должны сейчас решить, кто за это будет отвечать.
Дмитрий Тришкин. Фото с сайта info.bkr.ru
http://ria-ami.ru/news/49357