Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Духовность у каждого человека складывается постепенно, на протяжении определенных жизненных этапов. И самым главным из них является юность . И не удивительно, ведь именно в столь ранние годы фундамент человеческого самосознания еще формируется, а мысли и сердце открыты для познаний. И поэтому необходимо, чтобы вокруг подростка всегда было благоприятное окружение не только в семье, но и в школе.
Еще в 2009 году министр образования и науки Андрей Фурсенко сообщил : «Новая
школьная дисциплина «Духовно-нравственное воспитание» постепенно будет включена
в школьную программу через три года, а до этого она будет преподаваться в ряде
регионов в экспериментальном режиме".
Ульяновская школа является одним из ярчайших примеров духовно-нравственного
воспитания. Почти каждую неделю Ульяновскую школу посещают служители храма
Архангела Михаила. Они ведут необычайно интересные и познавательные беседы с
подростками, отвечают на интересующие вопросы молодых людей, а также учат не
замыкаться в себе и уметь выражать свои мысли, мнения. Темы бесед необычайно
разнообразны: они могут быть как о Победе нашего народа в Великой Отечественной
Войне, так и об отношении к окружающему миру, природе, к братьям меньшим.
Учителя так же принимают участие в
духовно-нравственном развитии учащихся. Педагоги работают над вопросами
сохранности чистоты детских душ, решают проблемы защиты детей от негативного
потока средств массовой информации. Особенно важно, что все мероприятия
проводятся не в разовом порядке, а в системе. Решают вопросы
духовно-нравственного воспитания учителя не только во внеурочное время, но и на
уроках. Особое внимание этому уделяется на предметах: духовное краеведение
Подмосковья, мировая художественная культура, биология, литература.
Обобщен практический опыт
организации школьного фестиваля православной направленности, который проводится
в течение трёх лет, проанализированы возможные нетрадиционные методы и формы
работы по сотрудничеству школы и храма, цель которого - воспитание школьников
как благочестивых граждан Российского государства, осознающих истинный смысл
бытия, ценности, к которым должен стремиться человек.
Участниками рождественского фестиваля являются:
-священнослужители Храма Архангела Михаила;
-педагоги школы;
-родители учащихся;
-представители искусства, культуры и науки;
-учащиеся школы.
Посещение районных семинаров, таких как «Духовно-нравственные идеалы и мир
современного школьника», является неотъемлемой частью преподавательской
деятельности.
Учителя, задействованные в семинарских занятиях:
Позднякова О.А., Агошкова Н.Н., Родичева И.В., Маликова Н. В., Лактанова Н.М.,
Гулина Т.А., Толкачева М.В..
В библиотеке организуются выставки, посвящённые знаменательным датам и великим
людям. В беседах у книжных выставок и на библиотечных уроках рассматриваются, в
том числе и духовно-нравственные проблемы. С детьми говорится о месте человека
в этом мире. О нормах поведения в обществе. Читаются отрывки из различных
произведений, чтобы подвести детей к мысли, правилу: «Возлюби ближнего своего».
Перед учениками ставятся вопросы: «Почему нельзя…» и «Почему нужно…» Ребята
сами пытаются ответить на них, основываясь на своём (пусть и небольшом)
жизненном опыте.
11-й класс, Ульяновская школа.